Торгашинский хребет и самая высокая точка на нем – Черная сопка – четыре года назад получили статус памятника природы краевого значения. Обосновывая такое решение, в минэкологии региона отмечали: гора Черная сопка – одна из визитных карточек Красноярска, а лесные массивы Торгашинского хребта – защитный экологический каркас города. Жалко, если они будут разрушены дикими туристами.
Поманила и отошла
Черная сопка – гора в Березовском районе – овеяна тайнами и легендами. Для жителей мегаполиса – место отдыха и пригородного туризма. И действительно – выехал за границу краевого центра – и ты уже покоритель палеовулкана (потухшего вулкана), каковым и считается эта гора, просматривающаяся из многих точек Красноярска.
Каждый любитель пешего туризма считает своим долгом покорить эту вершину, возвышающуюся на 688,7 метра над уровнем моря. Добраться до нее можно с разных сторон. Самый простой, но самый долгий – от лестницы на Торгашинку: поднялся по ней и топай по тропе «Здоровье» в направлении Березовского района 23 километра. Можно через деревню Кузнецово, а можно на машине через села Лукино и Зыково. Мимо цели не промахнешься: шапка горы маячит то справа, то слева – только знай, выбирай дорогу. Выезжаешь за границу Лукино, бросаешь «железного коня» на обочине, а дальше – пешком.
До самого подножья горы тропинка плавно уходит вверх. А затем резко взмывает ввысь. И тут только успевай по курумнику прыгать, выбирая более или менее ровные камни.
Всю дорогу кажется: Черная сопка вот она – рукой подать, а на самом деле гора только поманила и начала отступать от тебя все дальше и дальше. Ты шаг делаешь, а она на десять назад отходит. Так и гонишься за Карадагом, пока не позволит он человеку почувствовать себя победителем, не поддастся на его настойчивость.
А была ли лава?
На первый взгляд гора и гора – что в ней необычного? А заглянешь в глубь веков – аж мурашки по коже. Черная сопка – древний вулкан, считающийся потухшим полтора миллиона лет назад (а извержение его могло происходить 400 млн лет назад), но в ГО и ЧС до сих пор числится действующим. Впрочем, была ли настоящим вулканом эта гора, плевалась ли магмой – ученые до сих пор не пришли к общему знаменателю. Одни считают, что лава так и не смогла вырваться наружу, другие предполагают, что несколько миллионов лет назад раскаленный расплав все же нашел путь на поверхность, и на месте Черной сопки сформировался огромный скальный массив.
Что доподлинно известно: состоит гора из магматических горных пород габбро и диарита. Они-то и придают вулкану черный цвет.
Сокровища карлов
Черная сопка, Карадаг (Черная гора – по-хакасски), Змеиная гора, Лысая гора – как только не называют этот потухший вулкан. А пленные японцы во время Второй мировой войны, которых много было в красноярских лагерях, сравнивали наш палеовулкан с Фудзиямой. Очень уж схожи эти две вершины по форме.
Легенд и преданий об этом вулкане сложено немало. В одних говорится, что здесь находилась стоянка древнего человека, а у подножья Черной сопки можно найти более двадцати водных источников, наделенных чудесными свойствами. Древняя легенда повествует о трагической любви красавицы Танзели – дочери кизильского бая к простому пастуху Турану, убитому его соперником – сыном хана Ибраем. Танзеля умерла от горя и похоронена на вершине Черной сопки. А родник, бьющий из основания горы, – слезы девушки.
Еще одна история, которая передавалась из уст в уста, о голубоглазых светловолосых карлах, которые добывали руду в черной горе и жили у ее подножия. Поклонялись карлы языческим богам. Но однажды загудела черная гора. Пришли карлы к своему колдуну с вопросами, тот молчал три дня, а потом вымолвил: «Собирайтесь и бегите как можно быстрее, дух горы рассвирепел!»
Черная гора к тому времени гудела все больше и больше, началась страшная гроза, а от молний горел лес. Люди в страхе бросились в лес. И тогда из горы вылетело пламя, и огненная река потекла, испепеляя все на своем пути.
Кстати, о светловолосых карлах, обитавших в окрестностях Красноярска, в своем труде, посвященном изучению Приенисейского края, писал первый губернатор Александр Степанов. Этих низкорослых трудолюбивых людей он называл «чудь белоглазая». И предполагал, что этот народ оставил в Сибири массу больших и малых курганов. В те времена только на правом берегу Енисея от острова Татышева до поселка Торгашино насчитывалось до шестидесяти небольших курганов. Во время раскопок в них нашли массу артефактов.
Как пишут исследователи, «чудь белоглазая» обитала не только на территории нынешнего Красноярского края. Упоминают об этом народе на Урале и на Алтае, в Архангельской области. Предполагается, что аборигены называли так представителей финно-угорских народов, жили они в землянках и создавали чудесные предметы быта. По сути, это особая цивилизация, подобная созданной народом майя, которая исчезла с лица земли. Но оставила свой след на Черной сопке в виде вырытых пещер и тайных ходов. Говорят, здесь в одном из схронов до сих пор лежит богатство, припрятанное голубоглазыми беловолосыми людьми.
Считается, что на том месте, где обитали карлы, теперь стоит деревня Карловка. Есть такая в Ачинском районе.
Камни или кирпичи?
Курумник, который окружает Черную сопку со всех сторон, для кого-то обычные камни, а некоторые исследователи усматривают в нем вмешательство древней могущественной силы. Камни эти имеют четко выраженную прямоугольную форму – как кирпичи развалившейся стены.
О том, что камни эти подвергались механической обработке, сделал предположение еще в XVIII веке Фридрих фон Страленберг – офицер шведской армии короля Карла XII, взятый в плен и 13 лет проведший в Тобольске. В плену швед начал собирать этнографический, картографический материал, добрался и до Красноярска.
Как раз в Тобольске он получил подтверждение своей версии. Местный мусульманский священник показал ему рукопись из Бухары, в которой рассказывалось о древнем государстве Тартария, занимавшем земли Западной и Восточной Сибири. В тексте сообщалось: на этой территории много каменных величественных пирамид, в которых хоронили владык древнего государства. Не исключено, что такая стояла и на Черной сопке, но разрушилась из-за древнего потока.
В общем, много загадок таит в себе это место. И посетить его стоит хотя бы для того, чтобы полюбоваться с высоты на город, проникнуться великой тайной истории, почувствовать прилив энергии на самой вершине, где когда-то собирались шаманы, поискать на пике шаманское дерево. Прислониться к нему и загадать желание. Оно обязательно сбудется, если, конечно, дерево выбрал верное.