По следам сибирских козерогов

Что нам дает познавательный туризм

По следам сибирских козерогов Что нам дает познавательный туризм

Этот год заставил россиян обратить свой взор от далеких турецких берегов к просторам нашей родины. Оказались загружены привычные южные маршруты, заговорили даже об арктическом туризме. При этом мало кто знает, что можно совместить отдых с возможностью узнать больше о природе своей страны. Такие предложения есть и в нашем крае.

Как жили охотники

лошади_1.jpg– Видите светлое пятно – это самка козерога с детенышем, – Тимур Мухамедиев, методист-инструктор по туризму отдела экопросвещения Саяно-Шушенского заповедника, отнимает от глаз бинокль. Без него неподвижные животные сразу исчезают из вида – пропадают на фоне ландшафта. Если плыть вдоль этих берегов без проводника, останется четкое ощущение того, что они безжизненны. – Самка с детенышами обычно утром спускается на водопой. Более эффектно смотрятся, конечно, самцы, но они сейчас к воде фактически не выходят – им хватает сочной травы в высокогорье.

Саяно-Шушенский заповедник был образован 40 лет назад в первую очередь для спасения этого редкого вида – сибирского горного козла, или в простонародье – козерога. Конечно, он живет не только у нас: ареал распространения вида простирается от Предбайкалья на востоке до западных отрогов Тянь-Шаня, охватывая территории России, Монголии, Казахстана, республик Средней Азии. Но только у нас он спускается так низко – до 500 метров над уровнем моря. До заполнения чаши водохранилища Саянский каньон – крутые берега над Енисеем – был труднодоступен: мало кто решался без особой нужды преодолевать енисейские пороги. Теперь, когда бурный Енисей стал спокойным морем, добраться до скалистых берегов, а значит, и козерогов, может каждый. Если бы не заповедник, их бы уже не осталось.

В Саяно-Шушенском заповеднике все сосредоточено вокруг козерогов. Даже нынешняя визитная карточка этой территории – снежные барсы – питаются в основном ими.

Мы наблюдаем за сибирскими горными козлами с теплохода типа «Ярославец». Одновременно он может принять на борт не больше 10 туристов. Разработанный несколько лет назад маршрут «По Саянскому каньону» позволяет пройти по воде вдоль всей восточной границы заповедника, хотя путешествие начинается намного раньше – в заливе реки Джойская Сосновка. А заканчивается уже на территории соседней Тывы – на культово-бальнеологическом источнике – аржаане Ажыг-Суг. Весь маршрут рассчитан на пять дней. За это время можно наблюдать, как черневая тайга сменяется лесостепной зоной, а та по мере приближения к границе с Тывой переходит в сухую каменистую степь. Но возможность посмотреть на разные природные зоны – не единственный бонус такой поездки.

– Этот водопад называется Катушка, – первая остановка на нашем маршруте – еще за чертой заповедника. До водопада от катера – метров 200–300 вверх, тропку одолеет даже пятилетний ребенок. Есть две версии, почему название именно такое: по одной из них, вода в этом месте катится – такая особенность склона. По другой – до 60-х годов в верхней широкой части водосбора этой речушки заготавливали древесину, а зимой по образовавшемуся на крутом участке русла ледяному желобу скатывали лес до самого Енисея. Делать это было очень удобно и малозатратно.

Тур по заповедным местам помогает близко познакомиться и с жизнью сибиряков, занятых заготовкой леса, и с промысловой деятельностью охотников.

Уже на границе заповедной зоны – на кордоне «Голая» – стартует еще один небольшой маршрут, который получил говорящее название «Тропа охотника». От кордона вверх до гольцов – семь километров по тропе, которую одолеет не каждый. Но те, кто сможет по ней пройти, увидят, как раньше сибиряки ловили зверя, в каких избушках жили охотники. С верхней точки – от ледниковых озер – открывается вид на весь заповедник.

В хрупком равновесии

вода_1.jpgВозможность увидеть нетронутые земли – один из несомненных плюсов тура. Заслуга заповедника в том, что удалось сохранить хрупкое равновесие: в зону ядра заповедника туристы не заходят совсем. Все стоянки и экологические тропы находятся в буферной зоне, где разрешена ограниченная хозяйственная деятельность, в том числе и туристическая. Все-таки защитная функция – в приоритете. По берегам время от времени видны обозначенные специальными метками исследовательские полигоны – на них ведется мониторинг состояния основных экосистем заповедника.

Еще одна вылазка по экотропе – на базе «Кургол» – намечена на правом берегу Енисея в охранной зоне.

– На тропе следопыта экскурсии всегда проходят по-разному, – следом за Тимуром мы нашей небольшой группой пробираемся по лесу, останавливаясь каждые несколько шагов. Только здесь понимаешь выражение, что лес можно читать как книгу. – Видите, это не просто дерево – это место для меток. Если присмотреться, можно увидеть шерсть, здесь был кабан. В холке примерно метр…

Для Тимура Джихатовича каждый обломанный сук, след на тропе, дыра в трухлявом пне говорят о присутствии живности на этой территории. На какое-то время ты сам становишься следопытом, понимая, что одна такая вылазка легко заменяет несколько лет биологии в школе. Понимаешь и насколько ущербен городской житель, для которого лес молчит.

– А вот здесь молодого кабанчика, видимо, съели волки, – лес хранит свидетельства трагедий, пусть они произошли и несколько лет назад. И кабан – не единственная из них. Уже второй год тайга переживает нашествие шелкопряда. Лес видно на просвет, как будто мы оказались здесь в марте, а не в конце июля. Причина – белые тяжелые бабочки, которые изредка попадаются то тут, то там. Зато куколки и гусеницы свисают с веток гроздьями. Второй год шелкопряд оставляет после себя голый, как после пожара, лес, не гнушаясь уже и хвойными деревьями. Чем ближе к Тыве – чем суше и жарче, тем больше этих прожорливых гусениц. И сделать ничего на заповедной территории сотрудники права не имеют – в природу нельзя вмешиваться. Пройдет еще год-два, и нашествие сойдет на нет само собой, как было, например, больше 20 лет назад.

Но более печальная история – это, конечно, история снежного барса. В рекламных материалах тура по Саянскому каньону написано, что счастливчикам удастся увидеть эту редчайшую дикую кошку. И это на самом деле так – только счастливчикам. Сейчас на территории заповедника меньше 10 ирбисов, чаще всего этого осторожного зверя фиксируют только фотоловушки, которых в заповеднике больше 40. Снежный барс живет на территории не больше 36 кв. км, в заповеднике ему комфортно. Но проблемы начинаются, когда молодые особи расселяются – в это время они могут уходить на расстояние больше 100 км от логова. И вот на этом пути, выходящем за пределы природоохранной территории, встречается освоенное человеком пространство, непреодолимое для хищника. Кошки уходят за границы заповедника – и далее их судьба неизвестна. Поэтому заповедная территория является уникальной. Осознание того факта, что вы находитесь рядом с местом обитания снежного барса, имеет большое значение.

Туристов по-прежнему мало

козерог_1.jpgПять дней путешествия по Саянскому каньону без преувеличения меняют представление о территории, на которой мы живем. Край богат, и это природное богатство трудно переоценить. Горные козлы, маралы, дикие птицы, которые оказываются перед взором праздного путешественника, – все это малая часть биологического разнообразия, которое охраняет заповедник. И жить в Красноярском крае, не побывав хотя бы раз на этой территории, – откровенно стыдно. Однако при этом маршрут по Саянскому каньону нельзя назвать мегапопулярным: в самые удачные годы теплоходик возил по водохранилищу не более 20 групп. На тропе следопыта, которой вполне достаточно, чтобы получить представление обо всех жителях сибирских лесов, за четыре года побывало чуть больше 70 человек. Хотя это классический образовательный маршрут, который мог бы идеально вписаться в школьную программу.

Причину такой, мягко говоря, невысокой популярности в заповеднике видят в труднодоступности территории и в слабой информационной поддержке: о таких турах мало кто знает.

– Я считаю, что даже такое количество туристов – это уже хорошо, – говорит Тимур Джихатович. – Даже если один человек в год поймет, что такое заповедник, увидит, какие богатые и красивые места есть рядом, – уже это можно считать победой.

Фото автора

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного