Поздним вечером позвонила подруга: «Займите десять тысяч. Вчера на собрании первоклашек была, велели срочно сдать, а у меня, сама знаешь…» Денег мы ей тогда не заняли. Не из жадности. Вопрос решился простым звонком директору и обещанием сходить в прокуратуру. Потому что Конституция РФ гарантирует россиянам бесплатное среднее образование. Но, похоже, мы все об этом немного подзабыли.
Невзлюбят и обсудят
По закону родители должны сдавать деньги в школу только на обеды, развлечения, кружки, факультативы и, к примеру, подарки детям. Но не везде все строго по закону. Вот что рассказали красноярцы на сайте «НКК».
«Все в «добровольно-принудительном» порядке. Если кто не сдал, другие родители невзлюбят и обсудят: мол, для своего же ребенка.Ну а если действительно нет денег на эти «нужды»?.. Все привыкли к этим сборам и считают за норму», – написала Ирина.
«Гимназия в Академгородке. Ребенок окончил 4-й класс. Под видом организации торжественной выпускной линейки собрали по представителю с каждого класса и сообщили: каждый ученик ДОЛЖЕН сдать на ленты, букеты и конфеты для преподавателей, зав. столовой, медработнику и администрации и также на СТУЛЬЯ!!! 6 классов по 30 человек каждый по 1 тыс. руб. – 180 тыс. руб. Учитывая, что у меня два ребенка ходят в эту школу и я каждый год сдаю деньги на ремонт классов… никакие букеты, а уж тем более стулья, я покупать не собираюсь!!! И, конечно, я теперь не лояльный родитель, и администрация школы не очень меня любит», – поделилась своей историей Анна.
Должны, но не обязаны
В краевом министерстве образования говорят: число жалоб на школьные поборы традиционно увеличивается в конце учебного года, когда администрация образовательных учреждений начинает просить у родителей денег на ремонт. В минобре уже несколько лет действует специальная горячая линия, куда можно обратиться с жалобами по этой щекотливой теме.
– В апреле-мае мы принимаем по пять-шесть обращений в неделю, – рассказывает заместитель начальника отдела общего образования министерства образования края Мария Холина. –Чаще всего звучат вопросы о ремонте. Причем возмущают родителей не суммы запрашиваемых у них средств, а принудительный принцип участия в финансировании школы. Спрашивают, как нужно себя вести, если нет желания сдавать деньги. Прежде всего, мы рекомендуем решать вопрос на уровне общеобразовательной организации. Если обращение к директору и завучу не помогло, стоит сообщить учредителю – как правило, это муниципалитет. Можно написать и в прокуратуру. Но родители редко отваживаются на такой шаг.
Без родителей никак?
Собирая деньги с родителей, администрация оперирует, как правило, одним обстоятельством: недофинансирование. Мол, бюджетные средства скудны и не покрывают всех расходов школы. При этом мы слышим отчеты чиновников о модернизации школ, развитии учебной базы, реализации различных проектов с миллионными бюджетами. Где же правда? Как оказалось, у каждого она своя. К примеру, в главном управлении образования администрации Красноярска отчитались: в текущем году на подготовку городских школ к новому учебному году (без учета капитальных расходов) выделено 219,1 млн рублей, это на 22,5 млн рублей больше, чем в прошлом. Никакого сокращения объемов финансирования в связи с кризисом не было. Смета на подготовку к новому учебному году формируется, исходя из заявок образовательных учреждений.
Кризис все же отразился на нашей отрасли, – считает директор красноярской школы № 10, депутат горсовета Татьяна Казанова. – К примеру, только сейчас в школу пришли деньги по одной из субвенций. Но только бюджетными средствами школу не вытянуть. Ни в одной статье муниципального бюджета нет статьи «оплата ремонтных работ в школах». В рамках выделенной субвенции мы можем только приобрести материалы. А нужно ведь еще проверять вентиляцию, обслуживать медицинскую технику, оборудование столовой. Это огромные деньги, которые в бюджете не заложены. Поэтому без помощи родителей трудно подготовить школу к новому учебному году.
Впрочем, сколько денег и на что поступает в школу, родители узнать могут: статья 29 Закона об образовании обязывает образовательные учреждения размещать план финансово-хозяйственной деятельности и отчет о финансовых результатах, а также информацию о поступлении бюджетных и внебюджетных средств на своем сайте. Можно изучать, считать и задавать вопросы. Если на сайте школы вы не обнаружили документа о расходовании внебюджетных средств, стоит позвонить в муниципалитет – это грубое нарушение закона, пояснили нам в главном управлении образования Красноярска.
Не требовать, а просить
– Не стоит превращать средние школы в частные пансионы по уровню комфорта. Надо помнить, что образование у нас бесплатное. Если у школы есть лицензия, значит, условия ведения образовательной деятельности соответствуют требованиям государства, – так отвечают в минобре, комментируя ситуацию с добровольно-принудительной «помощью».
Однако не все родители согласны с такой позицией.
Есть на сайте gnkk.ru и такие сообщения: «В нашей школе деньги собираются только внутри класса на понятные нужды. Собирает родительский комитет, и он же представляет отчет о тратах. В прошлом году делали в классе ремонт – никто не принуждал. Если родители (например, многодетные) не могут сдать какую-то сумму, остальные предлагают разделить ее между всеми. Но в целом суммы приемлемые, и тратятся они в конечном итоге на самих детей, поэтому в основном все согласны», – написала Ольга.
Кстати, подобных высказываний большинство. Почему же для одних родителей сдача денег в школу – это «поборы», а для других – «понятные нужды»? Скажете, дело в финансовом положении? Думаю, нет. Разница, если так можно выразиться, в способе отъема денег. И отторжение вызывает тот случай, когда требуют безапелляционно.
– Когда сами родители решают, чем нужно помочь школе – на какие цели и в каких объемах, конфликт не возникает, – подтверждает Мария Холина. – Но если до родителей просто доводят сумму, цель и срок сдачи, вполне объяснимо, что они начинают возмущаться. Все зависит от стиля управления. И для нас жалобы родителей на поборы – это прежде всего сигнал о качестве управления в той или иной школе.
Что делать тем, кто не хочет или не может финансировать школу? Ответ простой – не платить. И в большинстве случаев готовиться и готовить ребенка к моральному прессингу со стороны других родителей и администрации. Путь сложный, и по понятным причинам не все готовы его пройти.
– Пока родители несут деньги в школу и ворчат дома, это будет процветать, – говорит Мария Холина. – Нужно проявлять гражданскую позицию: не сдавать, если непонятно, на что, требовать отчета о тратах, жаловаться. Таким образом возникает неудобная, некомфортная для администрации школы ситуация. И в следующий раз она уже «лишнего» не потребует.
Комментарий
Татьяна КАЗАНОВА
директор СОШ №10 г. Красноярска, депутат горсовета
– Я это слово – «поборы» – не переношу. Такое лицемерие со стороны общества: мы все понимаем, что бюджет дефицитный и есть недофинансирование школ, но называем это «поборами». В законе об образовании сказано: школа имеет право обратиться к родителям за помощью.Я имею право попросить. Не хотят родители – не дают. А если дают, то не лично мне, а детям – на организацию учебного процесса. Нет денег? Так приди – покрась, помой. Не хотят. Хотят прийти в хорошую школу и не приложить никаких усилий.
А «поборы» – это когда кто-то складывает деньги себе в карман. Родителям почему-то все время кажется, что мы этим и занимаемся. Но школы, которые финансово поддерживаются родителями, выглядят несравнимо лучше, чем те, что содержатся исключительно из бюджета.
Достаточно ли средств школам сегодня? Нет. И их никогда не будет достаточно. Например, обеспечение школ мебелью. Это статья городского бюджета. Но восемь лет не получаем ни одного комплекта мебели. При этом каждый год требования Роспотребнадзора изменяются: мебель уже должна быть регулируемой по высоте, из каких-то особых материалов и т.д. Если в школе она не такая, надзорные органы выписывают предписание. И им без разницы, есть или нет финансирование, закон должен быть выполнен. Директора школ из судов не выходят – чуть линолеум порвался, уже все – предписание. И каждый раз при корректировке бюджета в горсовете я прошу: дайте школам денег на выполнение предписаний надзорных органов. Но чтобы все эти предписания ликвидировать, школам Красноярска нужен, наверное, миллиард. Никакого бюджета не хватит.
Хорошо тем школам, где понимающие родители, которым небезразлично, в какую школу приходит учиться их ребенок. Из своего опыта: самое трудное в школе – это работа с родителями. На то, чтобы создать общешкольный комитет, у меня ушло 15 лет – нервов, скандалов, уговоров. В итоге сейчас все решаем совместно.
Телефон горячей линии министерства образования и науки Красноярского края– 221-65-93.