Почему не решается вопрос с утилизацией шин?

Почему не решается вопрос с утилизацией шин?
Фото: Олег Кузьмин

Практически возле каждой контейнерной площадки или шиномонтажки хоть раз возникала стихийная свалка использованной авторезины. Особенно интенсивно такие «горы» растут весной и осенью, когда автомобилисты меняют колеса. Для Красноярска, как и для многих других российских городов, это настоящая проблема – в стране не хватает мощностей для переработки, а количество автомобилей растет. И дело тут не только в эстетике – складировать покрышки на открытых полигонах отходов попросту опасно из-за содержащихся в резине опасных веществ.

Инвестиции в крошку

Официальных данных о масштабах проблемы с отработанными автопокрышками в Красноярском крае нет. Однако примерные показатели все же можно вычислить, ведь наш регион является одним из самых автомобилизированных в стране. По данным на конец прошлого года, в крае зарегистрирован почти миллион личных автомобилей. Если представить, что каждый автовладелец минимум раз в два года меняет покрышки, то количество резины получится колоссальное. А с учетом грузовиков, автобусов и прочего коммерческого транспорта это число еще больше.

Также нет информации и о том, какая доля от этого объема отправляется на переработку, а какая просто складируется в нарушение правил. Впрочем, и тут можно обойтись визуальным наблюдением за свалками – очевидно, что выбрасываемые колеса являются масштабной проблемой Красноярска и всех других территорий края. Периодически общественники и экологи находят в окрестностях краевого центра настоящие шинные «поля» – стихийные свалки, куда недобросовестные шиномонтажники или просто граждане годами свозят использованную резину.

Проблему обсуждали депутаты горсовета Красноярска на профильной комиссии. Народный избранник Семен Сендерский отметил – в городе нет перерабатывающих предприятий в достаточном количестве, а в законодательстве не прописаны четкие решения:

– Уполномоченного органа, который бы занимался этой проблемой, тоже нет. Даже утилизационный сбор, введенный в России и действующий в 57 регионах, Красноярского края не коснулся. Городскую политику и подходы к переработке и утилизации шин в городе надо менять. При нынешнем отсутствии контроля и ответственности город вскоре захлебнется в автопокрышках.

В крае действительно нет достаточного количества перерабатывающих предприятий. По данным минэкологии региона, объекты по утилизации работают в Норильске, Красноярске и Кемерово. Покрышки в основном уходят на переработку в Кемерово. Предпринимателей, желающих инвестировать в сферу переработки, на Красноярской земле также пока не находится. Требуемое оборудование дорогое, а рынок сбыта переработанной в крошку резины не сформирован. В минэкологии региона рассказали, что такие предприятия не особо выгодны частному бизнесу.

Спикер горсовета Красноярска Наталия Фирюлина предположила, что данный вид коммерческой деятельности может субсидироваться, и это может привлечь в него инвесторов:

– Возможно, это не потребует каких-то колоссальных денег. Если мы сделаем это городской политикой. …У нас есть такие переработчики, но мы их просто не поддерживаем.

Начать с себя

Очевидно, что власти рано или поздно найдут решение проблемы – у края просто нет иного выхода, иначе мы утонем в использованных автопокрышках. Однако не проще ли начать с самого себя?

Ведь не власти, а мы весной и осенью аккуратно составляем в штабель старенькую резину на контейнерной площадке, при этом зная, что мусоровоз не имеет права забрать покрышки и складировать на полигоне вместе с обычным мусором. Именно мы ленимся зайти на сайт министерства экологии региона и найти список принимающих колеса организаций. Нам жалко времени, денег, которые требуется заплатить за сдачу шипованной или крашеной резины. Мы сдаемся и прекращаем обзвон после первого же отказа – дело в том, что некоторые пункты сбора могут быть переполнены и не принимать отходы.

Нужно проявить всего лишь немного терпения и настойчивости. Если вы требуете экологической культуры от бизнеса, власти, начните с себя.

Чем опасны автопокрышки

С прошлого года запрещено использовать автопокрышки в качестве уличных украшений и элементов на детской площадке. Впрочем, подобное творчество в виде лебедей из резины до сих пор встречается в наших дворах. На деле такое украшательство может быть опасным. Резина выделяет токсины, вызывающие страшные заболевания. Не зря этот предмет отнесен к четвертому классу опасности – шины разлагаются более ста лет и все это время отравляют почву, воду и воздух вокруг. К примеру, изопрен, содержащийся в резине, может вызвать рак, бутадиен негативно влияет на нервную систему вплоть до смерти, стирол может привести к импотенции, очень опасен для беременных и развития плода.


Что грозит нарушителям

Ответственность за несоблюдение требований в области обращения с отходами предусмотрена частью 1 статьи 8.2 КоАП. Сумма штрафов для граждан – 2–3 тысячи рублей. Для предпринимателей – 30–50 тысяч рублей. Правда, привлечь предпринимателей к ответственности довольно трудно из-за пробелов в законодательстве.

Есть ответственность за нарушение правил благоустройства, однако это нарушение разбирается на административных комиссиях.


Пункты приема

  • Красноярский завод резиновой крошки: 8 (391) 280-50-12.
  • Компания «Эко-Лайф»: 8 (391) 285-00-66.
  • Компания «Спортлэнд» (есть возможность безвозмездной передачи): 8 (391) 293-16-86, 8 913 538-77-94.
  • «Вторшина»: 8 983 293-19-27 (Красноярск, ул. Айвазовского, 6, стр. 1).
  • «СпецПромЭкология»: 8 (391) 218-10-50 (Красноярск, ул. Урванцева, д. 25, оф. 8).
  • «СибЭкоМастер»: 8 (391) 273-70-81 (Красноярск, ул. 26 Бакинских Комиссаров).
  • «Сибирские Технологии»: 8 (391) 276-71-72 (Красноярск, ул. Академика Киренского, 67).
  • «Уют»: 8 965 914-77-63, 8 913 538-77-94, 8 (391) 251-43-87 (Березовка, ул. Солнечная, 35).
  • «Эприс» (прием отработанных покрышек диаметром до 1 200 мм): 8 (391) 204-08-19.
  • «Рост Капитал»: 8 (391) 285-00-66 (Красноярск, ул. Энергетиков, д. 73а, стр. 30).
  • «Термика»: 8 (391) 253-36-33, доб. 102 (Красноярск, ул. Светлогорская, 35).

На сайте министерства экологии края опубликована карта с обозначением пунктов приема вторичного сырья с разделением по видам отходов – mpr.krskstate.ru («Пункты приема вторичного сырья»). Кроме того, эту карту можно найти на сайте krasecology.ru в разделе «ГИС «Пункты приема вторичного сырья».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи