Практически возле каждой контейнерной площадки или шиномонтажки хоть раз возникала стихийная свалка использованной авторезины. Особенно интенсивно такие «горы» растут весной и осенью, когда автомобилисты меняют колеса. Для Красноярска, как и для многих других российских городов, это настоящая проблема – в стране не хватает мощностей для переработки, а количество автомобилей растет. И дело тут не только в эстетике – складировать покрышки на открытых полигонах отходов попросту опасно из-за содержащихся в резине опасных веществ.
Инвестиции в крошку
Официальных данных о масштабах проблемы с отработанными автопокрышками в Красноярском крае нет. Однако примерные показатели все же можно вычислить, ведь наш регион является одним из самых автомобилизированных в стране. По данным на конец прошлого года, в крае зарегистрирован почти миллион личных автомобилей. Если представить, что каждый автовладелец минимум раз в два года меняет покрышки, то количество резины получится колоссальное. А с учетом грузовиков, автобусов и прочего коммерческого транспорта это число еще больше.
Также нет информации и о том, какая доля от этого объема отправляется на переработку, а какая просто складируется в нарушение правил. Впрочем, и тут можно обойтись визуальным наблюдением за свалками – очевидно, что выбрасываемые колеса являются масштабной проблемой Красноярска и всех других территорий края. Периодически общественники и экологи находят в окрестностях краевого центра настоящие шинные «поля» – стихийные свалки, куда недобросовестные шиномонтажники или просто граждане годами свозят использованную резину.
Проблему обсуждали депутаты горсовета Красноярска на профильной комиссии. Народный избранник Семен Сендерский отметил – в городе нет перерабатывающих предприятий в достаточном количестве, а в законодательстве не прописаны четкие решения:
– Уполномоченного органа, который бы занимался этой проблемой, тоже нет. Даже утилизационный сбор, введенный в России и действующий в 57 регионах, Красноярского края не коснулся. Городскую политику и подходы к переработке и утилизации шин в городе надо менять. При нынешнем отсутствии контроля и ответственности город вскоре захлебнется в автопокрышках.
В крае действительно нет достаточного количества перерабатывающих предприятий. По данным минэкологии региона, объекты по утилизации работают в Норильске, Красноярске и Кемерово. Покрышки в основном уходят на переработку в Кемерово. Предпринимателей, желающих инвестировать в сферу переработки, на Красноярской земле также пока не находится. Требуемое оборудование дорогое, а рынок сбыта переработанной в крошку резины не сформирован. В минэкологии региона рассказали, что такие предприятия не особо выгодны частному бизнесу.
Спикер горсовета Красноярска Наталия Фирюлина предположила, что данный вид коммерческой деятельности может субсидироваться, и это может привлечь в него инвесторов:
– Возможно, это не потребует каких-то колоссальных денег. Если мы сделаем это городской политикой. …У нас есть такие переработчики, но мы их просто не поддерживаем.
Начать с себя
Очевидно, что власти рано или поздно найдут решение проблемы – у края просто нет иного выхода, иначе мы утонем в использованных автопокрышках. Однако не проще ли начать с самого себя?
Ведь не власти, а мы весной и осенью аккуратно составляем в штабель старенькую резину на контейнерной площадке, при этом зная, что мусоровоз не имеет права забрать покрышки и складировать на полигоне вместе с обычным мусором. Именно мы ленимся зайти на сайт министерства экологии региона и найти список принимающих колеса организаций. Нам жалко времени, денег, которые требуется заплатить за сдачу шипованной или крашеной резины. Мы сдаемся и прекращаем обзвон после первого же отказа – дело в том, что некоторые пункты сбора могут быть переполнены и не принимать отходы.
Нужно проявить всего лишь немного терпения и настойчивости. Если вы требуете экологической культуры от бизнеса, власти, начните с себя.
Чем опасны автопокрышки
С прошлого года запрещено использовать автопокрышки в качестве уличных украшений и элементов на детской площадке. Впрочем, подобное творчество в виде лебедей из резины до сих пор встречается в наших дворах. На деле такое украшательство может быть опасным. Резина выделяет токсины, вызывающие страшные заболевания. Не зря этот предмет отнесен к четвертому классу опасности – шины разлагаются более ста лет и все это время отравляют почву, воду и воздух вокруг. К примеру, изопрен, содержащийся в резине, может вызвать рак, бутадиен негативно влияет на нервную систему вплоть до смерти, стирол может привести к импотенции, очень опасен для беременных и развития плода.
Что грозит нарушителям
Ответственность за несоблюдение требований в области обращения с отходами предусмотрена частью 1 статьи 8.2 КоАП. Сумма штрафов для граждан – 2–3 тысячи рублей. Для предпринимателей – 30–50 тысяч рублей. Правда, привлечь предпринимателей к ответственности довольно трудно из-за пробелов в законодательстве.
Есть ответственность за нарушение правил благоустройства, однако это нарушение разбирается на административных комиссиях.
Пункты приема
- Красноярский завод резиновой крошки: 8 (391) 280-50-12.
- Компания «Эко-Лайф»: 8 (391) 285-00-66.
- Компания «Спортлэнд» (есть возможность безвозмездной передачи): 8 (391) 293-16-86, 8 913 538-77-94.
- «Вторшина»: 8 983 293-19-27 (Красноярск, ул. Айвазовского, 6, стр. 1).
- «СпецПромЭкология»: 8 (391) 218-10-50 (Красноярск, ул. Урванцева, д. 25, оф. 8).
- «СибЭкоМастер»: 8 (391) 273-70-81 (Красноярск, ул. 26 Бакинских Комиссаров).
- «Сибирские Технологии»: 8 (391) 276-71-72 (Красноярск, ул. Академика Киренского, 67).
- «Уют»: 8 965 914-77-63, 8 913 538-77-94, 8 (391) 251-43-87 (Березовка, ул. Солнечная, 35).
- «Эприс» (прием отработанных покрышек диаметром до 1 200 мм): 8 (391) 204-08-19.
- «Рост Капитал»: 8 (391) 285-00-66 (Красноярск, ул. Энергетиков, д. 73а, стр. 30).
- «Термика»: 8 (391) 253-36-33, доб. 102 (Красноярск, ул. Светлогорская, 35).
На сайте министерства экологии края опубликована карта с обозначением пунктов приема вторичного сырья с разделением по видам отходов – mpr.krskstate.ru («Пункты приема вторичного сырья»). Кроме того, эту карту можно найти на сайте krasecology.ru в разделе «ГИС «Пункты приема вторичного сырья».