Сбор дикоросов в Красноярском крае считается бизнесом не только привлекательным, но и высокоприбыльным. Сибирская тайга – один из самых больших лесов на планете. По данным ученых, ежегодно собирать здесь можно 1,5 млн тонн ягоды, 1 млн тонн кедрового ореха, 2 млн тонн грибов. Но берем от тайги мы в десятки раз меньше.
По-черепашьи вперед
О необходимости развивать заготовку и переработку дикоросов в Красноярском крае говорят не первый десяток лет. Немало уже сделано – поддержку предпринимателям, которые решили «уйти в лес», оказывают краевое министерство сельского хозяйства и торговли, красноярский краевой центр «Мой бизнес». Но количество сборщиков и переработчиков таежного ресурса растет очень медленно.
В 2021 году благодаря субсидии от минсельхоза на юге региона открылись первые четыре заготовительных пункта. Предпринимателю возместили 90 процентов затрат.
В прошлом году на Красноярском экономическом форуме было заявлено о планах организовать в 22 районах края новые заготовительные пункты, оснащенные современным оборудованием. Летом 2022-го начали работать девять заготпунктов органической продукции под брендом Siberia Organic. Открытие остальных так и осталось под вопросом.
– Хорошо, что это удалось сделать в условиях турбулентности экономики 2022 года, – говорит учредитель Ассоциации содействия производителям и переработчикам органической продукции региона, председатель Красноярского краевого отделения «Деловой России» Антон Жеребцов. – Хотя бизнес очень перспективный, если им заниматься основательно. Каждый участник может найти себя в цепочке – от людей в деревнях до ретейла. Местная торговая сеть с учетом всех колебаний на рынке может стать хорошей площадкой для развития рынка дикоросов в крае – выделить под нашу продукцию специальные полки.
Интересный бизнес
Задача по возрождению в регионе заготовительной деятельности поставлена губернатором края Александром Уссом.
– С 2020 года идет активная работа по созданию стационарных заготовительных пунктов. Такие объекты действуют в четырех южных районах края. Благодаря этому сельчане получили возможность существенно улучшить свой семейный бюджет. К заготовительной деятельности привлечено не только население южных территорий, но и северных, центральных районов, – отметил вице-премьер правительства края – министр сельского хозяйства и торговли Леонид Шорохов. – За время реализации проекта сборщики дикоросов заработали порядка 25 млн рублей. Заготовлено и переработано около 360 тонн ягод, грибов, орехов, трав, создано более тысячи постоянных и сезонных рабочих мест. Продукция, в том числе переработанная, реализуется через фирменные магазины при заготпунктах, поставляется в региональные торговые сети, отгружается в Кемеровскую, Московскую, Вологодскую и Калужскую области.
По информации Минсельхоза России, Красноярский край вошел в топ-10 регионов страны по закупке и мощностям переработки дикорастущего сырья. По ягодам наш регион занял третье место, по грибам – первое, по орехам – второе.
– Нам интересно это направление, – говорит председатель СКПК «Велес-Агро» Евгения Владимирова из Новоселовского района. – Сбор дикоросов мы рассматриваем как дополнительный вид бизнеса. Наш кооператив занимается переработкой мяса. Делаем пельмени, котлеты, вареники. Будем в производстве использовать и дикоросы: грибы, ягоды. Изготавливать, например, вареники с картофелем и грибами или пироги с ягодой.
В октябре 2022 года сельхозкооператив из Новоселовского района выиграл грант 3 млн рублей на закупку и переработку дикоросов. Как говорит Евгения Львовна, до сих пор на этой территории никто не принимал у населения грибы и ягоды, потому спрос на услуги кооператива высокий даже сейчас – до наступления сезона сбора.
– Уже звонят и спрашивают, как и где мы будем принимать дары леса, – поясняет председатель кооператива. – Для сельчан сбор грибов – дополнительный источник дохода. Да и для нас – бизнес с показателем рентабельности свыше 20 процентов.
Что мешает предпринимателю
Как говорят сами фермеры и предприниматели, не у всех получается поднять бизнес на дикоросах. Например, в прошлом году не удалось реализовать проект, на который были получены грантовые средства, предпринимателю из Ирбейского района. Подвело колебание рынка из-за сложной международной обстановки и экономических санкций.
– Главная системная проблема отрасли – отсутствие целевого оборотного финансирования на закупку дикоросов у населения – по образу как финансируется посевная. Сельчанам кредиты дают под залог собираемого урожая, – говорит президент Союза переработчиков дикоросов «Национальный экоресурс» Юрий Рудаков. – А компании, которые занимаются дикоросами, закредитованы, им сложно получить доступ к деньгам. А нет средств – они не успевают закупить грибы и ягоды. И люди системно не ходят в лес, чтобы заготовить биоресурсы.
Как уверяет Юрий Рудаков, сейчас этот вопрос решается совместно с Минсельхозом России и Россельхозбанком. Но существуют и другие препоны на пути заготовителей и переработчиков дикоросов – закрылись привычные рынки сбыта продукции.
– Если раньше производители экспортировали свою продукцию в Германию, сейчас не совсем понятны цепочки сбыта. Это тоже может останавливать предпринимателей заняться таким видом деятельности, – поясняет Антон Жеребцов. – Сейчас нужно рассматривать азиатский рынок – Китай и страны Юго-Восточной Азии. Если мы хотим развивать эту отрасль, от государства должна быть помощь в поиске новых партнеров.
По большому счету, считают эксперты, чтобы сегмент рынка, отведенный сбору дикоросов, начал активно расти, должны появиться государственная программа и меры поддержки специально для этой отрасли.
– Историю с дикоросами необходимо «зашивать» в стратегии развития регионов, – считает Жеребцов. – Это станет сигналом к развитию. В свое время Томская область именно таким образом выдала вектор расширения этого сегмента рынка, теперь она впереди всех сибирских регионов. У них активно развивается переработка.