Почему самолет не падает?

И что еще можно узнать в авиамодельном кружке

Почему самолет не падает? И что еще можно узнать в авиамодельном кружке

В двухэтажном здании на улице Вавилова в Красноярске бесконечный круговорот школьников. Когда-то здесь была вечерняя школа, а два года назад открылся технопарк «Твори-гора». Мальчишки и девчонки снуют из аудитории в аудиторию по цветным коридорам. И хотя в технопарке больше двух десятков всевозможных кружков – от астрономии до мультипликации, почему-то одна из дверей открывается чаще других. На ней написано «Мастерская дяди Жени».

 

Элероны и рули

Мастерская дяди Жени – это четыре курса по выбору: столярка, клуб конструкторов – изобретателей спортивной мототехники, семейные мастер-классы и кружок авиамоделирования. Ведут занятия на самом деле двое – дядя Дима и дядя Женя, так по-семейному сами школьники зовут Дмитрия Байера, который отвечает за столярку, и Евгения Плотникова. Именно дядя Женя – настоящий бренд технопарка, его знает уже без преувеличения половина города. Два года назад Евгений Семенович, всю жизнь проработавший инженером-электронщиком, вышел на пенсию, и его пригласили работать в технопарк. Так сама собой родилась мастерская. Из страсти к изобретательству и любви к детям, которую видно сразу.

– Вот это у нас «пилотажка», – дядя Женя держит в руках яркий самолетик. Метровый размах крыльев, обклеенных ярким скотчем, – видно сразу, что модель делал ребенок. Вокруг Евгения Семеновича толпятся мальчишки. Вообще-то в студию берут с 10 лет, но сегодня у авиамоделистов пополнение – пришел 9-летний Олег, именно для него сейчас проводится небольшая экскурсия.

– А потом, когда каждый из вас сделает свою модель, мы соберем их, поедем на Татышев и будем запускать. Научимся делать фигуры высшего пилотажа, а потом устроим воздушный бой, – на этом моменте у парней перехватывает дыхание, тишина в мастерской абсолютная. Они ходят в кружок только с сентября, потому своя модель есть только у Ильи. Именно ее и держит в руках Евгений Семенович. Она не сказать что совершенна, но именно таким и должен быть первый самолет. Сейчас большинство мальчишек вот-вот подойдут к финальному этапу сборки: готовы крылья, корпус, хвост. Еще немного, и у каждого будет своя «пилотажка». Для того чтобы модель получилась, 10-летним пацанам нужно сделать многое. И первое – понять, как именно модель работает.

– Почему самолет летает? – спрашивает Евгений Плотников и смотрит на мальчишек. На доске давно заготовлена схема. На ней – крыло в разрезе, вот один поток воздуха огибает его сверху, другой – снизу. – Вы знаете о законе Бернулли?

О законе Бернулли не знаю в этом классе только я. Даже новенький начинает что-то говорить о подъемной силе крыла, другие подхватывают, дополняют – не так, не теми словами, но принцип этого физического закона, который они в лучшем случае будут изучать в 9-м классе, схвачен верно. Механика, аэродинамика – для мальчишек, которые еще не окончили начальную (!) школу, это естественно, как дышать. Они понимают, что такое сечение, угол наклона, что такое элерон и где он у самолета.

Кривая модель криво летает

После небольшой теоретической части все переходят к практике: новенькому Олегу дают лист тонкой фанеры – он будет делать крылья. Он сам переносит через трафарет силуэт – и после должен будет выпилить его лобзиком. Каждый стол в кабинете оборудован хитрушкой, которую придумал дядя Женя: она позволяет держать лобзик правильно. Хотя и тут есть подсказка – на доске нарисовано, что зубья у пилки должны смотреть вниз. Мальчишки даже сами меняют пилку у лобзика – на специальном станочке, который для этого разработан.

– Они ведь приходят ко мне, ничего руками делать не умеют – им негде это пробовать, – делится Евгений Семенович. – А здесь все делают сами. Под моим присмотром учатся пилить, паять. Авиамоделирование учит многому – дисциплине, аккуратности, точности. Кривая модель и летать будет криво.

Мастерская оборудована всем необходимым – есть чем пилить, паять, замерять и расчерчивать. Есть даже специальное оборудование, которое позволяет научиться управлять моделями – еще до того, как ребята выйдут в поле, что-то вроде игрового симулятора полетов.

В этот момент двое мальчишек как раз готовы обтянуть крылья своих самолетов цветным скотчем. Вдохновившись идеей дяди Жени о том, что «самолет должен быть красивым, как бабочка», они, прикусив язык, наматывают на него слоями разноцветный скотч.

– Видишь, какой у тебя край получился, – Евгений Семенович держит в руках одну из заготовок. – Посмотри на край – он должен быть обтекаемым, а у тебя же тут чуть ли не прямой угол. Летать же не будет.

Приходится авиаконструктору безропотно сдирать скотч и опять браться за наждачку.

И только Илья, как владелец первой готовой модели, берется за новую – он будет делать планер. Планер – это уже более тонкая работа, как огромные птицы, готовые планеры висят на стенах мастерской – их сделали ребята из другой группы, где учится даже одна девочка. Если эта модель сделана хорошо, он может парить в восходящих потоках несколько часов. Но вот незадача – готового шаблона для планера нет, Илье придется делать его самостоятельно. Схема берется с пожелтевших страниц еще советского журнала, который аккуратно помещен в файлик. Илья с головой погружается в работу – переносит ее на фанеру. Он мечтает стать пилотом – будет пилотировать большие пассажирские самолеты.

– А я все! – к дяде Жене бежит Олег с фанерным крылом.

– Ты молодец – так быстро все сделал. Дай пожму тебе руку.

– Да я вообще отличник, – улыбается новенький.

– А к нам хулиганы и не ходят, – шутит Евгений Семенович и внимательно ищет, что нужно доработать у этой детали. С первого раза и не должно получиться идеально, моделирование учит постоянному совершенствованию.

– Для меня авиамоделирование – это давнишняя любовь, – рассказывает Евгений Семенович. – Я ходил в кружок, когда мне было 12, – полвека прошло, а кажется, что это было вчера, настолько хорошо все помню. Свои модели, тренировочные полеты, падения. С этого кружка мое увлечение инженерным делом и началось, и всю жизнь этим занимаюсь. По диплому-то я математик.

Полтора часа, которые запланированы на занятие, проходят незаметно. Мальчишки с сожалением раскладывают недоделанные модели по пакетам – у каждого свой, из какого-то торчат цветные крылья, где-то – хвост. Нехотя расходятся, из авиамодельного кружка вообще уходят неохотно. За те два года, что существует технопарк, группа юных авиаторов почти не изменилась. И кажется, что для понимания физики эти уроки делают намного больше, чем порой дает школа.

А самолет не падает потому, что крыло сверху более покатое, а снизу – ровное. Давление воздуха снизу толкает самолет вверх за счет того, что поток на верхней плоскости движется быстрее, потому и давление там меньше. Это и есть закон Бернулли, который позволяет самолетам летать.

Более подробно о занятиях в технопарке можно узнать на сайте http://mm.tvorigora.ru и по телефону 272-44-14

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности