Почему уехал фельдшер? История о том, как местной власти проще ломать, чем строить

Почему уехал фельдшер? История о том, как местной власти проще ломать, чем строить

Больше полугода в п. Покосное Манского района нет фельдшера. Жители трех соседних поселков ездят за медпомощью в райцентр Шалинское. Прежний доктор уехала, промаявшись без жилья. В районе проблему решают странным образом. Привезли молодого специалиста. И как будто наивно полагали, что он не спросит про квартиру, а согласится жить прямо в ФАП. Однако доктор и его супруга не поняли юмора: зачем приглашать, если в Покосном негде жить? Специалист отказался, а жители поселка в очередной раз удостоверились: местная власть ломать умеет лучше, чем строить.

По зову души

Мы с фотокорреспондентом приехали в Покосное в обед. Увидели ФАП, который располагается на одной половине большого дома. Во второй живет семья Татьяны Амеликовой, она с 2002 года работает санитаркой в ФАП, его ангел-хранитель и настоящая хозяйка. Татьяна открыла двери, показала чистые, светлые, но печально пустые комнаты медицинского учреждения:

Татьяна Амеликова– Уютно у нас, условия прекрасные. Только работать некому. Я убираю помещение, по договору с Манской ЦРБ покупаю в райцентре для сельчан лекарства по рецептам, скорую вызываю. Люди ко мне идут, хоть прием веди! Но образования медицинского нет.

Времена, когда фельдшером в ФАП работала Наталья Суздалева, Татьяна вспоминает каждый день. Много трудностей пережили они вместе. Облагораживали территорию своими руками и за свой счет. Траву косили серпом, цветы высаживали, забор восстанавливали. Наталья Суздалева была не только профессионалом в медицине, но и отличным организатором. Она добилась строительства котельной, ремонта помещения. При ней канализацию провели, осталось унитаз поставить. Но всех благ цивилизации дождаться не удалось.

Татьяна рассказала про жилищные мытарства талантливого фельдшера:

– Работала с душой, руки золотые. Медик по призванию. Ездила в соседние поселки за свой счет, детишек осматривала. У нас показатели были самые лучшие, перевыполняли планы. В районе знали, что здесь – железный порядок. Мы дорожили доктором, готовы были помогать. Я свой огород предоставляла, все прополю, подготовлю, только собирай урожай! Когда она только приехала, полтора-два месяца у меня жила. Я сама ее пригласила, когда поняла, что Наталья на кушетке медицинской собирается спать. Пожила, потом ей неудобно стало. Говорит, у тебя своя семья, а мне хочется свой угол. Знаете, каким проклятием стал жилищный вопрос для медика! В Сугристом присмотрели домик. И перед самым переездом во время грозы и урагана сорвало крышу, затопило. Дом пришел в негодность. Еще были варианты – тоже не срослось.

Кочевник поневоле

Выяснилось, что доктор вела в поселке кочевую жизнь. Сначала дали якобы пустую квартиру, но вернулись дачники и выселили. Арендовала квартиру – выгнали. Администрация все обещала найти жилье. Предложили развалюху сгнившую напротив сгоревшей покосинской школы. Жители как узнали про тот дом, стыдно стало за свою власть. Но Наталья не сдавалась. Купила материалы, хотела ремонт сделать. Не получилось…

Между тем в деревне полно леса, есть частная пилорама, предприниматели. Можно было за эти годы микрорайон построить, не то что маленький домик для фельдшера! Ведь Наталья Суздалева согласна была на социальное жилье, служебное, без права приватизации. И такой вариант Кияйский сельсовет, а также руководители Манской ЦРБ не смогли устроить.

Когда доктор уезжала, все беды забыла. Говорила, что к людям, к Покосному привязалась. К Татьяне привыкла. Со слезами уезжала. Активные жители поселка вступились за фельдшера. Людмила Зеленова лично звонила, умоляла председателя Кияйского сельсовета: удержите фельдшера, хоть участок предоставьте для строительства:

Я в газету местную писала статью, хвалила доктора. Всех просила помочь! Все зря. Мечтаем, что вернется наш любимый фельдшер, которая добровольно в нашу дыру приехала. Да ей медали нужно было вручать, а ее выжили. У нее огромный опыт, на скорой работала. И вообще человек широкой души, таких единицы. Всегда приветлива, никто не слышал от нее дурного слова. Днем и ночью обращались – всегда с радостью принимала. Всех по имени-отчеству знала. Очень порядочный человек.

Жители подозревают: фельдшера в Покосное уже не найдут. Говорят, раз в неделю будут присылать доктора «на вахту». Татьяна Амеликова интересовалась в Манской ЦРБ: дрова-то готовить на зиму? На носу у сельчан покос, картошка, своих дел невпроворот. А дрова не так просто найти. Раньше Татьяна с Натальей нанимали работника, чтобы наколол дров. Платили ему из своей скромной зарплаты за работу.

В Кияйском сельсовете на вопрос «НКК» о том, когда в Покосном будет медик, ответили: вопрос на контроле. Мол, ищут всем миром. Между тем о главном факторе – отсутствии жилья – умолчали. Хотя начинать нужно именно с этой проблемы, а потом уже делать запросы в медвузы и клиники.

Миллионов не жалко

Проблему медицинских кадров в крае депутаты Законодательного собрания региона недавно обсуждали с медиками и исполнительной властью. Председатель комитета по здравоохранению и социальной политике Юрий Данильченко отметил, что в государственных учреждениях здравоохранения наблюдается значительная нехватка медицинских кадров. Особенно специалистов узкого профиля, первичного звена.

Медицинский университет выпускает 300–350 специалистов в год. По целевому набору в регионе обучаются 675 студентов. Из них около 80 % остаются в отрасли и устраиваются на работу по месту распределения. Министр здравоохранения края Вадим Янин признал: кадровые потребности настолько велики, что такими темпами справиться с проблемой невозможно. Не помогла и программа «Земский врач», по которой специалист, переезжающий жить и работать в сельскую местность, получает подъемные в размере одного миллиона рублей. Обращали внимание депутаты и на важность качественных изменений в системе постдипломного образования.

О необходимости программы строительства жилья для молодых специалистов бюджетной сферы на селе тоже упоминали. Между тем с нее лучше всего начать менять ситуацию. Иначе краевое здравоохранение не сможет прирастать кадрами, а наоборот, рискует потерять последних подвижников профессии.

Чем обернулись перспективы

Людмила Зеленова и ее супруг Геннадий Прокопьевич приехали в Покосное 25 лет назад с севера Красноярского края. Планировали достойно встретить старость в перспективном растущем поселке. Но за четверть века увидели, как действует физический закон энтропии.

Геннадий Прокопьевич ходит с палочкой – здоровье подводит. Он родился в далеком 1937 году. Помнит, как отец ушел на войну добровольцем, как вернулся с фронта. Как работали раньше в колхозах и стар и млад. Геннадий Прокопьевич с четырех лет с матерью на полях жил. А когда подрос, стал одним из первых комбайнеров района, управлял самоходными машинами. После службы в армии строил гидростанции по всему Советскому Союзу. И только к пенсии вместе с супругой вернулся в Манский район, на малую родину.

Поэтому особенно больно им наблюдать, как хиреет поселок. В конце 80-х здесь развернулась большая стройка. Жители Покосного вспоминают, что проект вел Павел Федирко, который и распорядился расширить поселок, сделать благоустроенный мини-район с городской инфраструктурой. А гвоздь всего проекта – крупный животноводческий комплекс на несколько тысяч голов КРС. Строители успели заложить основы будущей цивилизации – теплотрассу, водопровод для холодной воды. Котельную возвели на три котла и водонапорную башню с насосами. Дома строили двухквартирные, просторные. Поселку полагалась своя почта, телефонная станция, двухэтажная школа и детсад. Как началась перестройка, все планы рухнули. Сегодня в Покосном почти все утрачено, выломано, разворовано. И медик уехал.

Людмила Зеленова говорит, что терпение кончилось, когда в довершение всех проблем две недели июньской жары люди просидели без воды:

– Вода привозная. А трактор сломался. И никто о людях не вспомнил. Я написала заявление в прокуратуру. Как только начали жаловаться, сразу привезли воду, комиссия даже приезжала из района. Но разве можно было власти допустить такие ошибки? И по поводу воды, и по медику нашему. Мы приехали в перспективный поселок, а оказались в разрухе. И до сих пор хозяйской руки в сельсовете нет. Проблемы не решаются. А ведь можно восстановить тепло и водоснабжение, возродить ферму.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что