Почему в городе буквально уничтожают деревья

Почему в городе буквально уничтожают деревья
Фото: Жанна Гордеева

Засохшие тополя, где до сих пор не проклюнулось ни единого зеленого листочка, а ведь не так давно они шумели пышной листвой. Унылые аллеи из «столбиков», где торчит всего пара живых веточек. Эти ставшие уже привычными картины для жителей краевого центра не могут оставить равнодушным и не вызвать вопроса: почему же столь варварски в городе уничтожают деревья?

Некачественный материал

В промышленном городе с непростой экологической ситуацией деревья не просто украшают скверы и улицы, они еще и очищают воздух, служат естественной преградой для микрочастиц пыли и сажи. Не говоря уже о том, что для многих жителей деревья – настоящие друзья, которых они помнят с детства. А некоторые сами принимали участие в озеленении, следили за тем, чтобы они прижились, радовались их первым листочкам… Каково же им видеть едва ли не наполовину спиленный ствол?

Казалось бы, в озеленении города должны быть заинтересованы все. Но каждый год повторяется одно и то же. Какой-то странный парадокс: планы по высадке деревьев и кустарников все масштабнее, а зелени в городе все меньше.

– Проблема в том, что зачастую для озеленения используется не очень качественный посадочный материал, на него должен быть специальный сертификат, а так бывает далеко не всегда, – комментирует Татьяна Аксянова, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры селекции и озеленения института лесных технологий СибГУ им. М. Ф. Решетнёва. – А выращенный верно саженец дерева формируется еще в питомнике. Имеет значение даже правильно сформированный ком земли, потому что чем дольше дерево растет, тем дальше от ствола уходит корневая система. И при выкапывании саженца из земли значительная часть корней обрывается. В итоге, когда мы высаживаем дерево, оно долго не может прижиться и часто просто погибает. Потому что зачастую место посадок – это земля с песком и гравием, а внизу коммуникации, провода. В городе нет полноценной системы ухода за зелеными насаждениями, их даже поливают не всегда. Посадить – этого еще недостаточно. На самом деле 90 процентов успеха – это грамотный уход.

Некоторые могут возразить: в лесу же никто не следит за саженцами, они растут сами. Но крупный город – это совсем другое дело.

Здесь очень большая антропогенная нагрузка: выбросы от предприятий, реагенты и растворы солей, которые настолько негативно влияют на корневую систему, что могут даже разрывать ее. Постоянная обрезка, когда лишают почти всей кроны, негативно влияет на дерево, оно пытается выжить изо всех сил, наращивая аномально большие листья. Удивительно ли, что спустя несколько лет оно засыхает?

– Это просто убийство дерева, которое могло бы еще жить, если бы его грамотно формировали, если бы аккуратно подрезали какие-то неправильно растущие ветки в течение всей жизни, начиная с питомника, – считает Татьяна Аксянова. – Но это не означает, что каждый год его надо резать наполовину.

Своей «изящной» обрезкой славится парк «Троя», где от кроны деревьев уже который год почти ничего не остается. Арендаторов парка штрафовали в этом году и еще пару лет назад, но принципы ухода за зелеными насаждениями там остаются прежними.

В сквере на улице Железнодорожников этой зимой деревья обрезали почти наполовину, и смотреть на это было невозможно: полоса из аккуратно сложенных обрубленных веток и части стволов протянулась на десяток метров.

В администрации района пояснили, что это не что иное, как «санитарная обрезка», которая предполагает «спил аварийных сухих веток», и омолаживающая «обрезка кустарников».

Фото: Жанна Гордеева

Заменить крупномерами

Один из аргументов организаторов «санитарной обрезки» – они таким образом якобы предотвращают несчастные случаи. Однако, по данным ученых Института леса им. В. Н. Сукачева ФИЦ КНЦ СО РАН, чаще всего при сильном ветре обламываются как раз ветви у кронированных деревьев. Потому что новые побеги образуются из спящих почек – тех, что находятся под корой. И хорошего соединения с древесиной у них не происходит.

В Красноярске действует уже несколько лет стандарт обрезки, составленный на основе рекомендаций специалистов, но ничего так и не изменилось.

Часть деревьев находится на придомовой территории, а значит, собственники домов имеют право принять самостоятельное решение об обрезке, а самое главное – нанять для этого любых специалистов, даже тех, кто никогда не слышал ни о каких стандартах. Зачастую именно так образуются несуразные кроны у яблонь и тополей.

Калечащая обрезка приближает естественное умирание деревьев, ведь Красноярск наиболее активно озеленяли еще в прошлом веке, примерно в 60-х годах. И сейчас нужно активно заниматься обновлением: значительно увеличить количество деревьев в городе мы, увы, не сможем. У нас много мест, где нельзя высаживать деревья: вблизи зданий, над коммуникациями и так далее. Все помнят, как сложно было во время подготовки к универсиаде найти места для компенсационных посадок. Более того, ослабленные деревья часто болеют, на них нападают вредители, поражающие листву.

– В городе много уже обрезанных совершенно неправильно деревьев, и они все равно погибнут или в этом году, или в следующем, – говорит Татьяна Аксянова. – Я считаю, что их нужно удалять и заменять качественными крупномерами, обязательно организовав правильный уход за ними, полив.

Фото: Руслан Рыбаков

Совсем скоро Красноярск отметит 400-летие со дня основания. Быть может, в рамках подготовки к такому значимому празднику концепция озеленения изменится? Об этом постараемся рассказать в ближайших номерах НКК.

Когда видишь такое варварское отношение к деревьям, невольно вспоминается история, которая произошла с автором в Севастополе. Около 15 лет назад в знаковом месте – на Малаховом кургане – случайно увидела пенек немногим менее метра с тремя полузасохшими ветками, огороженный фигурной решеткой. На табличке было указано, что это дерево-памятник. Когда город освобождали от фашистов, здесь горела даже земля, но это деревце чудом уцелело. Долматовский посвятил ему стихотворение: «Бетон, размолотый / Огнем и холодом. / Траву и ту скосило ураганом… / Один миндаль, осколками исколотый, / Остался над Малаховым курганом…»

Остался, но было видно, что он доживает последние свои дни… Буквально пару лет назад, опять оказавшись на Малаховом кургане, подошла к тому месту… На старом стволе ветер чуть покачивал зеленые упругие побеги. Миндаль спасли: удаляли вредителей, рыхлили землю, дезинфицировали ствол. Буквально выхаживали его, как тяжелобольного человека, за этим следил весь город, где очень трепетно относятся ко всему, что связано с памятью о той страшной войне.
Такое отношение к деревьям – пример для многих. Пусть у наших берез и елей нет столь славной истории. Но они имеют право на адекватный уход и заботу.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 июля 2025
Буллинг в школах: почему проблема обостряется и как с ней бороться?
В одном из детских лагерей в Красноярском крае произошло ЧП: трое подростков надругались над 10-летним мальчиком. При этом, травля продолжалась
Без рубрики
15 июля 2025
Какие сведения находят красноярские исследователи в губернаторских отчетах прошлых веков
Губернаторские отчеты представляют собой ежегодные или периодические доклады, которые губернаторы направляли в центральные органы власти. В них содержится много интересных
Без рубрики
15 июля 2025
Месяцы, опаленные войной: Май 1943-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер