– Вот лежит у меня на столе пачка резюме, – пишет в соцсети Николай. Он участник жаркой дискуссии, которая разгорелась после новости о том, что большинство работодателей штудируют странички потенциальных сотрудников. – И все как один красавцы-комсомольцы, суперспециалисты, трудоголики с потенциалом. Резюме одинаковые, а зайдешь на страничку потенциального соискателя – и многое становится понятно. Не нужно время тратить, чтобы всех на собеседование приглашать.
Прогресс не стоит на месте – и приносит нам не только дивиденды. Увлекшись новыми технологиями и способами общения, мы не заметили, как попали в ловушку публичности. По последним данным, в мире Интернетом пользуются чуть больше двух миллиардов человек, половина из них состоит в так называемых социальных сетях. Теперь каждый может при желании собрать о нас столько информации в Сети, сколько потребуется.
Привет, будущее
Даже удаленные фотографии, посты, сообщения имеют в Интернете жизнь бесконечную. Поэтому неудивительно, что этим пользуются работодатели, которым ну очень хочется «прощупать» человека до того, как принять его в штат.
– В резюме может быть написано все красиво – сейчас людей научили составлять этот документ. Однако очень часто эта информация не соответствует реальности, – уверен Дмитрий Суханов, руководитель краевой программы «Ты – предприниматель». – Я в социальных сетях недавно, но и раньше проводил свою проверку – например, по адресу электронной почты. Недавно искал менеджера по работе с корпоративными клиентами. Когда получал резюме с адресами наподобие superpopka, для меня это было индикатором того, что с адекватностью не все в порядке.
Наблюдения Дмитрия подтверждает Ольга Орлова, руководитель одного из старейших рекрутинговых агентств города.
– Соискатель говорит нам, что он непьющий, буквально трезвенник, а мы видим в соцсетях, что у него 99 % фотографий с бутылкой в руке и комментариями, как он проводил время с друзьями, – делится Ольга Николаевна. – Либо, например, девушки уверяют, что они работящие, карьера для них на первом месте, а на страничке – прогулки, куча фотографий на фоне дорогих авто, друзья. По фотографиям сразу видно, как человек себя ведет, поэтому для нас соцсети – бесценный ресурс.
– Но ведь это моя личная страничка, я не хочу с ее помощью хоть что-то сообщать потенциальному руководству, – возмущались пользователи Сети. В этом, конечно, тоже есть доля истины, но нужно быть готовым к тому, что открытый аккаунт работодатель будет смотреть, даже если вы очень против. И, к слову, по последним исследованиям HeadHunter, так поступает большинство работодателей Красноярска. А изучать профили кандидатов в территориях края пока что мешает только слабое распространение Интернета. Но как только Всемирная сеть будет доступна и там, никто из соискателей не уйдет из-под колпака.
Такое пристальное внимание к котикам и песням в вашем личном пространстве связано на самом деле с экономией: если раньше сотрудникам агентств по найму персонала приходилось проводить развернутое интервью, тестирование, то сейчас в большинстве случаев этого делать не нужно. Соискатель сам расскажет, что он любит делать на досуге, как относится к «нехорошему» начальнику, работе, взяткам и т. д.
«Тусил с пацанами»
Конечно, анализ сетевой жизни – это не основная информация, на основании которой принимается решение о трудоустройстве. Это информационный фон, который может склонить чашу весов. По наблюдениям Ольги Орловой, после тщательного анализа профиля в Сети можно с вероятностью в 90 % прогнозировать, как человек будет себя вести, например, на собеседовании. Как правило, в этом кадровом агентстве профиль изучают или перед собеседованием, или сразу после него.
– Каждому заказчику нужно свое, – резюмирует Ольга Николаевна. – Хорошим знаком для нас будут более серьезные фотографии, серьезные тексты без ошибок, нормальные комментарии без дурацких сокращений. Меня поражает, когда человек в 50 лет пишет: «Мы с пацанами тусили всю ночь», а при этом позиционирует себя как будущего руководителя.
Примеров, когда Сеть подсказывает, подойдет сотрудник или нет, масса. В агентстве подбирали, например, работников для магазина рыболовецких принадлежностей и отдавали предпочтение тем кандидатам, которые выкладывали фотографии с уловом – у этих соискателей шансы прижиться в компании, в которой рыбалку любят все, намного выше.
И все-таки одного хобби недостаточно: Дмитрий Суханов настаивает на том, что аккаунт в Сети должен быть именно инструментом личного продвижения:
– Кошечки-собачки, хобби – пожалуйста, но лучше, если вы показываете себя как профессионала, – уверен он. – Что хорошо для личного пиара: отзывы, информация о том, как вы решили ту или иную проблему – все это говорит о вашей заинтересованности в той работе, которую вы сейчас выполняете. Если этого нет, можно сделать вывод, что человек либо скрывает что-то, либо считает работу не настолько важной частью своей жизни.
Осознанное продвижение своей профессиональной деятельности в Интернете оправдывается и тем, что так работа может вас найти сама.
– Сейчас подбирать персонал стало сложнее, – делится Ольга Орлова. – Если раньше кандидаты шли к нам сами, то теперь приходится их искать – и соцсети также в этом помогают. В Интернете есть группы и профессиональные сообщества, и если нам нужен, например, банковский работник, мы анализируем такое сообщество. Находим людей, соответствующих, с нашей точки зрения, заявленной квалификации – и начинаем знакомство. Иногда получается найти нужного кандидата.
Писать – по правилам
Пристальное внимание к виртуальной активности не обязательно ограничивается моментом приема на работу. Евгения Кузьмичева, основатель и руководитель детского центра «Совенок», при найме опирается на педагогический опыт и умения, а в соцсетях смотрит разве что на досуг.
– Но я начала подумывать о разработке правил поведения своих сотрудников в Сети: все, что пишется и выставляется от их имени, может оказать существенное влияние на имидж компании, – уверена она. – Сейчас, например, принято выкладывать фотографии в бикини – меня это начинает смущать. Но, с другой стороны, моим сотрудницам нужно и замуж выходить, и знакомиться, поэтому пока я отношусь к этому спокойно. Кроме того, отслеживаю, на какие сайты мои сотрудники заходят в рабочее время – социальные сети и сайты знакомств у нас посещаются. Человек ведь все равно должен и личной жизнью заниматься, поэтому может потратить на это свободные минутки даже на работе, если успешно справляется с делами, выполняет все квалификационные требования.
К слову, на Западе к составлению правил поведениях в соцсетях пришли еще 10 лет назад. Похоже, что Россию ждет этот же путь – как плата за виртуальную публичность.
Памятка соискателям
Следи за собой. Будь осторожен
Даже если вы не собираетесь завтра же превращать свою страничку в виртуальное резюме, эти несколько простых советов помогут вам улучшить свой профессиональный имидж.
- Долой стаканы
Первое, что настораживает работодателей всех мастей, – чрезмерная любовь к выпивке. Поэтому процент застольных фото в вашем аккаунте должен быть катастрофически низок. Бокал красного на фоне догорающего камина – да. А вот «пошла восьмая бутылка пива» – нет.
- Долой ругань
Даже если начальник был очень нехорошим человеком. И соседи тоже были нехорошими, и бывшая жена. Никому не хочется иметь дело с работником, уровень агрессии которого зашкаливает. Поэтому для всех жалоб на жизнь лучше найти другой коммуникативный канал.
- Долой откровенные фото
Фотографии – главная улика. Они должны быть, как говорят специалисты по найму, «серьезными»: не обязательно всегда в галстуке, но по ним должно быть видно, что даже на рыбалке вы – специалист высочайшего уровня.