Мошенники под маской сотового оператора

Мошенники под маской сотового оператора
Фото: Руслан Рыбаков

По итогам 2023 года банк ВТБ впервые за четыре года зафиксировал снижение числа мошеннических звонков и иных уловок, направленных на опустошение кошельков граждан. Общее количество атак злоумышленников за год составило около 6,5 миллиона, что на 16 % ниже, чем в 2022 году.

Согласно данным, обнародованным ВТБ, наиболее активно жулики атаковали россиян в начале 2023 года. 90 % мошеннических действий приходится на февраль, март и апрель. А вот к концу года преступная активность существенно уменьшилась. В декабре трафик мошенников упал в три раза по сравнению с январем.

Специалисты по защите информации Газпромбанка подтверждают тенденцию снижения количества преступных посягательств на деньги граждан, но одновременно отмечают, что эти посягательства стали более эффективными – преступникам чаще удается довести свой замысел до конца. Вырос и средний чек хищений.

Банк России, в свою очередь, отметил весьма примечательный факт: в 2023 году в общем объеме хищений доля социальной инженерии снизилась с 54,1 до 31,6 %.

Это свидетельствует о том, что массовое просвещение граждан начало давать свои плоды. В течение нескольких лет едва ли не «каждый утюг» рассказывал о мошеннических схемах, и мы наконец-то стали меньше доверять «сотрудникам банка», «следователям СК» и прочим «детям лейтенанта Шмидта».

Суть схемы

Но расслабляться рано, ибо соревнование снаряда и брони – занятие бесконечное. Мошенники – люди весьма изобретательные, и когда перестает работать старая схема, на свет появляется новая. Точнее, уже появилась. С конца 2023 года стремительно начало увеличиваться количество звонков гражданам от «сотовых операторов». Понятно, что к реальным компаниям эти звонки никакого отношения не имеют.

Схема простая. Звонящий представляется сотрудником того или иного сотового оператора и сообщает, что срок договора на обслуживание абонента подходит к концу, поэтому в ближайшее время мобильная связь будет отключена.

Понятно, что в наше телефонизированное время такая новость может запросто повергнуть в панику. При этом не каждый вспомнит, что, приобретая сим-карту, он не заключал никакого срочного договора, а, следовательно, собеседник либо бредит, либо пытается ввести вас в заблуждение. С теми, кто этого не понял, мошенник продолжает «работу». Для начала он успокаивает клиента: продление договора – это простая формальность. Сейчас мы пошлем вам СМС-сообщение с кодом, который вы нам продиктуете, и договор будет автоматически продлен.

А ВОТ ЭТОГО КАТЕГОРИЧЕСКИ ДЕЛАТЬ НЕ НАДО! Потому что код будет незамедлительно использован в жульнических целях. Например, мошенник с помощью СМС-кода получает доступ к личному кабинету жертвы на сайте сотового оператора. Попав туда, злоумышленник включает перенаправление всех СМС-сообщений на свой телефон. А дальше снять все деньги со счетов обманутого, как говорится, дело техники.

При всей кажущейся незамысловатости схемы она очень грамотно построена с точки зрения психологии. Во-первых, здесь нет никакого упоминания о деньгах. Это расслабляет. Во-вторых, если раньше мошенник пугал свою жертву тем, что кто-то якобы пытается похитить средства с банковского счета и, чтобы предотвратить хищение, надо немедленно выполнить действия, внушенные аферистом, то сегодня жулик проявляет по отношению к клиенту почти отеческую заботу. Он ведь знает, что большинству людей не нравится куда-то идти, чтобы заполнять там скучные бумажки. И предлагает простой и удобный способ. А люди на это «покупаются».

Как защититься

Сотовые операторы уже осознали опасность, которая, кроме всего прочего, бьет по имиджу компаний, и предпринимают меры по защите своих абонентов от мошенников.

Вот что, например, ответила на наш запрос пресс-служба МТС в Красноярском крае:

«Одна из самых популярных уловок мошенников сейчас – звонок якобы от сотрудника мобильного оператора и требование срочно продиктовать персональные данные для продления договора сотовой связи. Но важно помнить, что, во-первых, договоры с операторами не требуют такого рода продления, а во-вторых, сотрудники оператора никогда не просят продиктовать паспортные данные, коды из SMS или пароли от личных аккаунтов. С такими просьбами могут позвонить только мошенники. Поэтому, если телефонный разговор или личность собеседника вызывают у вас сомнения, лучше сказать, что вы лично обратитесь в салон связи, и повесить трубку.

Чтобы снизить риск стать жертвой мошенников, мы рекомендуем использовать цифровые сервисы, которые автоматически отсеивают спам и звонки с подозрительных номеров. Например, у МТС есть сервис «Защитник», которым могут бесплатно пользоваться абоненты любых операторов, подключившие подписку МТС Premium. «Защитник» сам определяет, насколько опасен звонящий вам незнакомый номер, и блокирует звонки мошенников, что особенно удобно для защиты самых подверженных риску абонентов – детей и пожилых людей».

Другие сотовые операторы также создают свои «линии обороны». Например, «Билайн» использует для этого искусственный интеллект, который «вычисляет» жулика. Абоненту этот звонок не поступает, а с нехорошим человеком беседует виртуальный помощник. Кстати, этот разговор записывается, и абонент может потом запись прослушать.

Сотовый оператор «Мегафон» рассылает своим клиентам СМС следующего содержания:

«Мы заметили, что участились случаи, когда нашим абонентам звонят мошенники и представляются сотрудниками «Мегафона». Их цель – получить код из SMS или пароль от личного кабинета «Мегафона», «Госуслуг», приложения eMotion и других сервисов. Чаще всего звонки поступают в мессенджерах.

Поэтому хотим вас предостеречь – никому не сообщайте пароли и коды безопасности!»

Также абонент «Мегафона» может подключить виртуального ассистента, который возьмет на себя общение с подозрительными личностями.

И все же не стоит полностью перепоручать защиту своего кошелька искусственному разуму. Своя голова на плечах – самый лучший защитник. Тем более что надо всего лишь запомнить несколько простых правил, у которых нет исключений: не предпринимать никаких действий, внушаемых в телефонном разговоре, не сообщать СМС-коды посторонним, не переходить по непроверенным ссылкам в мессенджерах. В 99 % случаев этого достаточно, чтобы потом не рвать на себе волосы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: в 1962 году переехал в Пермь, где он получил первую квартиру и написал одно из самых главных произведений – «Пастух и пастушка»
Литературный путь Виктора Петровича начался в Чусовом, где жила семья его жены, – туда они приехали сразу после войны «в
Без рубрики
18 мая 2024
Личные биометрические данные нуждаются в усиленной защите
«Мама, я попал в ДТП, срочно нужны деньги. Сейчас к тебе подъедет мой знакомый, и ты передай ему…» – далее
Без рубрики
18 мая 2024
Краевые дорожники планируют привести в порядок 12 мостов до конца года
Краевые дорожники сообщили о ближайших планах по приведению в порядок четырнадцати искусственных сооружений в составе региональной дорожной сети, в том