Мошенники под маской сотового оператора

Мошенники под маской сотового оператора
Фото: Руслан Рыбаков

По итогам 2023 года банк ВТБ впервые за четыре года зафиксировал снижение числа мошеннических звонков и иных уловок, направленных на опустошение кошельков граждан. Общее количество атак злоумышленников за год составило около 6,5 миллиона, что на 16 % ниже, чем в 2022 году.

Согласно данным, обнародованным ВТБ, наиболее активно жулики атаковали россиян в начале 2023 года. 90 % мошеннических действий приходится на февраль, март и апрель. А вот к концу года преступная активность существенно уменьшилась. В декабре трафик мошенников упал в три раза по сравнению с январем.

Специалисты по защите информации Газпромбанка подтверждают тенденцию снижения количества преступных посягательств на деньги граждан, но одновременно отмечают, что эти посягательства стали более эффективными – преступникам чаще удается довести свой замысел до конца. Вырос и средний чек хищений.

Банк России, в свою очередь, отметил весьма примечательный факт: в 2023 году в общем объеме хищений доля социальной инженерии снизилась с 54,1 до 31,6 %.

Это свидетельствует о том, что массовое просвещение граждан начало давать свои плоды. В течение нескольких лет едва ли не «каждый утюг» рассказывал о мошеннических схемах, и мы наконец-то стали меньше доверять «сотрудникам банка», «следователям СК» и прочим «детям лейтенанта Шмидта».

Суть схемы

Но расслабляться рано, ибо соревнование снаряда и брони – занятие бесконечное. Мошенники – люди весьма изобретательные, и когда перестает работать старая схема, на свет появляется новая. Точнее, уже появилась. С конца 2023 года стремительно начало увеличиваться количество звонков гражданам от «сотовых операторов». Понятно, что к реальным компаниям эти звонки никакого отношения не имеют.

Схема простая. Звонящий представляется сотрудником того или иного сотового оператора и сообщает, что срок договора на обслуживание абонента подходит к концу, поэтому в ближайшее время мобильная связь будет отключена.

Понятно, что в наше телефонизированное время такая новость может запросто повергнуть в панику. При этом не каждый вспомнит, что, приобретая сим-карту, он не заключал никакого срочного договора, а, следовательно, собеседник либо бредит, либо пытается ввести вас в заблуждение. С теми, кто этого не понял, мошенник продолжает «работу». Для начала он успокаивает клиента: продление договора – это простая формальность. Сейчас мы пошлем вам СМС-сообщение с кодом, который вы нам продиктуете, и договор будет автоматически продлен.

А ВОТ ЭТОГО КАТЕГОРИЧЕСКИ ДЕЛАТЬ НЕ НАДО! Потому что код будет незамедлительно использован в жульнических целях. Например, мошенник с помощью СМС-кода получает доступ к личному кабинету жертвы на сайте сотового оператора. Попав туда, злоумышленник включает перенаправление всех СМС-сообщений на свой телефон. А дальше снять все деньги со счетов обманутого, как говорится, дело техники.

При всей кажущейся незамысловатости схемы она очень грамотно построена с точки зрения психологии. Во-первых, здесь нет никакого упоминания о деньгах. Это расслабляет. Во-вторых, если раньше мошенник пугал свою жертву тем, что кто-то якобы пытается похитить средства с банковского счета и, чтобы предотвратить хищение, надо немедленно выполнить действия, внушенные аферистом, то сегодня жулик проявляет по отношению к клиенту почти отеческую заботу. Он ведь знает, что большинству людей не нравится куда-то идти, чтобы заполнять там скучные бумажки. И предлагает простой и удобный способ. А люди на это «покупаются».

Как защититься

Сотовые операторы уже осознали опасность, которая, кроме всего прочего, бьет по имиджу компаний, и предпринимают меры по защите своих абонентов от мошенников.

Вот что, например, ответила на наш запрос пресс-служба МТС в Красноярском крае:

«Одна из самых популярных уловок мошенников сейчас – звонок якобы от сотрудника мобильного оператора и требование срочно продиктовать персональные данные для продления договора сотовой связи. Но важно помнить, что, во-первых, договоры с операторами не требуют такого рода продления, а во-вторых, сотрудники оператора никогда не просят продиктовать паспортные данные, коды из SMS или пароли от личных аккаунтов. С такими просьбами могут позвонить только мошенники. Поэтому, если телефонный разговор или личность собеседника вызывают у вас сомнения, лучше сказать, что вы лично обратитесь в салон связи, и повесить трубку.

Чтобы снизить риск стать жертвой мошенников, мы рекомендуем использовать цифровые сервисы, которые автоматически отсеивают спам и звонки с подозрительных номеров. Например, у МТС есть сервис «Защитник», которым могут бесплатно пользоваться абоненты любых операторов, подключившие подписку МТС Premium. «Защитник» сам определяет, насколько опасен звонящий вам незнакомый номер, и блокирует звонки мошенников, что особенно удобно для защиты самых подверженных риску абонентов – детей и пожилых людей».

Другие сотовые операторы также создают свои «линии обороны». Например, «Билайн» использует для этого искусственный интеллект, который «вычисляет» жулика. Абоненту этот звонок не поступает, а с нехорошим человеком беседует виртуальный помощник. Кстати, этот разговор записывается, и абонент может потом запись прослушать.

Сотовый оператор «Мегафон» рассылает своим клиентам СМС следующего содержания:

«Мы заметили, что участились случаи, когда нашим абонентам звонят мошенники и представляются сотрудниками «Мегафона». Их цель – получить код из SMS или пароль от личного кабинета «Мегафона», «Госуслуг», приложения eMotion и других сервисов. Чаще всего звонки поступают в мессенджерах.

Поэтому хотим вас предостеречь – никому не сообщайте пароли и коды безопасности!»

Также абонент «Мегафона» может подключить виртуального ассистента, который возьмет на себя общение с подозрительными личностями.

И все же не стоит полностью перепоручать защиту своего кошелька искусственному разуму. Своя голова на плечах – самый лучший защитник. Тем более что надо всего лишь запомнить несколько простых правил, у которых нет исключений: не предпринимать никаких действий, внушаемых в телефонном разговоре, не сообщать СМС-коды посторонним, не переходить по непроверенным ссылкам в мессенджерах. В 99 % случаев этого достаточно, чтобы потом не рвать на себе волосы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня