27 марта отмечается День Росгвардии. Эта военная структура следит за безопасностью в стране, охраняет покой мирных жителей, противостоит террористическим группировкам, защищает важные объекты и контролирует правила пользования оружием. Их работа незаметна для простого человека, но они свято следуют своему девизу: «Всегда на страже!»
Защита от террористов и не только
Отделу государственного контроля управления Росгвардии по Красноярскому краю исполняется 10 лет.
В 2012 году остро встал вопрос обеспечения безопасности объектов энергетики. Для успешного роста экономики и стабильного социального климата в стране важна бесперебойная работа теплоэлектроцентралей, ГЭС, нефтебаз, заправочных комплексов. А террористические угрозы, техногенные опасности показали уязвимость этой отрасли. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 года, взрыв на Баксакской ГЭС в июле 2010-го – топливно-энергетический комплекс страны оказался не готов к подобным ситуациям.
Отсутствие четкой государственной регламентации обеспечения безопасности таких объектов привело к тому, что владельцы их практически не думали о защите ГЭС и ТЭЦ. Нужно было срочно наводить порядок в этой сфере.
Первым шагом стало принятие федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» в 2011 году. Затем появились несколько нормативных актов, регулирующих вопросы безопасности и антитеррористической защищенности предприятий электроэнергетики, теплоснабжения, по добыче, транспортировке, переработке нефти, газа, угля, торфа, сланца.
Какой категории опасности?
Законодательство поставило задачу: определить категории опасности всех объектов топливно-энергетического комплекса.
Категория (высокая, средняя и низкая) зависит от тех последствий, которые несут чрезвычайные ситуации, произошедшие на этих жизненно важных и стратегических предприятиях. Например, к высокой категории опасности относятся объекты, авария на которых будет иметь федеральные масштабы. А выведение из строя объекта средней категории опасности остановит жизнедеятельность города и края.
!!! На территории Красноярского края располагается 75 таких объектов. Три из них – Красноярская и Богучанская ГЭС, Ачинский НПЗ – имеют высокую категорию опасности, 47 объектов – среднюю.
В Красноярске 10 предприятий топливно-энергетического комплекса, три из них – ТЭЦ. Их защищенность в прямой связи с обеспечением жизнедеятельности краевого центра.
Строгий контроль
Подразделение, на сотрудников которого возложили категорирование объектов ТЭК, появилось в 2012 году на базе управления вневедомственной охраны ГУ МВД России по Красноярскому краю. В 2016 году отдел государственного контроля перешел в ведомство Росгвардии. Среди его задач еще и инспектирование подразделений военизированной охраны, которая охраняет объекты ТЭК.
Это общая безопасность предприятий, их защищенность от террористической угрозы. Можно, конечно, скептически усмехнуться: какие террористы в Сибири?
!!! Но вспомните, как часто в последнее время поступают сообщения о минировании школ и торговых центров в Красноярске, как дозированно выдает ФСБ информацию о поимке террористических групп.
Специалисты отмечают: скрытые ячейки диверсантов внимательно следят за уровнем безопасности сложных технических объектов. Им проще спланировать теракт на том предприятии, которое имеет брешь в своей защите.
Именно поэтому сотрудники отдела государственного контроля Росгвардии постоянно в командировках – проверяют надежность охраны потенциально опасных точек края.
География расположения подконтрольных нашему отделу предприятий топливно-энергетического комплекса от Минусинска до Норильска, – рассказывает начальник отдела государственного контроля управления Росгвардии по Красноярскому краю Дмитрий Труханов. – При этом проверочные мероприятия занимают не одну неделю. Сотрудники отдела госконтроля проводят и визуальный осмотр объекта, проверяют документы.
На карте – жизнь людей
Для предприятий различных категорий опасности прописаны свои меры физической и технической защиты. Например, все ГЭС и Ачинский НПЗ (высокая категория опасности) должны иметь тройное ограждение, высокий забор и двойную охрану – частную и государственную военизированную.
Эти требования наши предприятия выполняют.
В крае с каждым годом снижается число выявляемых нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК. В 2021 году, например, сотрудники Росгвардии впервые установили объекты, полностью соответствующие требованиям их защищенности.
!!! Хотя росгвардейцы все еще сталкиваются с несерьезным отношением владельцев опасных объектов к антитеррористической и физической защите. Нередко в документы вносятся неверные сведения о категорировании объекта. То есть категория опасности предприятия снижается, а это значит – средств в его охрану будет вложено меньше.
Это приводит к снижению общего уровня антитеррористической защищенности топливно-энергетической сферы в Красноярском крае, – уверен Дмитрий Труханов. – Хозяйствующие субъекты не желают вкладывать средства в безопасность исходя из банальных принципов экономии. При этом на карту ставится жизнь и здоровье людей!
Встречают сотрудники госконтроля и другие отступления от правил – от нарушений пропускного режима до требований, предъявляемых, например, к ограждению. К нарушителям применяют меры административного воздействия – вводят штрафные санкции. Только за 2021 год выдано 23 предписания об устранении ошибок, оплачено более двух миллионов рублей штрафов.
Но если все методы воздействия на нерадивых хозяев сложных объектов исчерпаны, а те так и не прониклись ответственностью за безопасность города и края, в дело вступают прокуратура и суды. Пусть принудительно, но защита предприятия будет обеспечена.
Как говорят в Росгвардии, на территории региона количество предприятий топливно-энергетического комплекса остается неизменным. Но в скором будущем все изменится. На Севере реализуют проект по добыче углеводородов «Восток Ойл», который включает в себя месторождения Ванкорского кластера, Пайяхской и Восточно-Таймырской групп, Западно-Иркинский участок. Появятся установки сбора и подготовки нефти, магистральный трубопровод и нефтеналивной терминал порта «Бухта Север».
А это значит – работы у сотрудников отдела госконтроля прибавится. Ведь нефтегазовая отрасль также должна иметь хорошую степень защиты.