Под оком ГЛОНАССа В крае продолжится развитие космической системы мониторинга транспорта

Под оком ГЛОНАССа В крае продолжится развитие космической системы мониторинга транспорта

…Тревожный сигнал прозвучал как-то обыденно и мирно. Ни тебе воя сирены, ни сполохов проблесковых маячков. Просто на экране компьютерного монитора загорелась крохотная точка. Минимум информации? Для диспетчера краевого центра коммуникаций все было предельно ясно.

– Автобус номер 706. Вас вижу. Вы на Семафорной улице. Что случилось?

Вот так краевому премьеру Виктору Томенко продемонстрировали одну из возможностей диспетчерской службы этого уникального предприятия.

Уникального прежде всего потому, что сюда в режиме реального времени стекается информация о движении десятков и сотен автомобилей, автобусов, скорых, речных судов. Словно на космической станции, оператор охватывает взором всю огромную территорию края. Сигнал и вправду поступает из космоса – со спутников орбитальной группировки ГЛОНАСС.

Программа под названием «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Красноярского края» заработала в 2009 году. Так начался процесс создания и развития краевой системы мониторинга с применением космических технологий. Начался столь успешно, что уже сейчас мы входим в пятерку регионов-лидеров по их использованию.

Центр коммуникаций выполняет две важные функции. Первая – это собственно слежение за транспортными потоками, а вторая – управление. Отсюда всегда можно скорректировать маршрут, предупредить об опасных участках, уточнить время прибытия в пункт назначения. Причем центр – это самая вершина айсберга. «Внизу» – диспетчеры автотранспортных предприятий, уровнем выше – единые службы, созданные в каждом районе края. Все это хозяйство завязано в один узел и работает на один результат – безопасность и эффективность перевозок на территории региона.

Дежурство на диспетчерском пункте – круглосуточное. Отсюда можно связаться с любой машиной, на которой установлено необходимое оборудование, – от степей юга края до льдов Крайнего Севера. Полученные данные хранятся в архиве, к ним можно вернуться. Вот вчерашний рейс «Ракеты» по маршруту Красноярск – Мана. Прекрасно видно, как двигалось речное судно, с какой скоростью, где останавливалось, принимало на борт пассажиров. А вот в Енисейске стоит у причала «Александр Матросов», готовится идти в Дудинку.

К системе мониторинга сейчас подключены 654 школьных автобуса, 664 пригородных и междугородных автобусов, 116 автомобилей скорой медицинской помощи, 5 речных судов.

Министр транспорта края Сергей Еремин поясняет:

– Система может работать и там, где не действует сотовая связь, – сразу по спутниковым каналам. Соответствующие бортовые станции разрабатывает красноярское предприятие «Искра». Наши ученые добились, чтобы станции стали более компактными, современные и смелые инженерные решения позволили снизить стоимость аппаратуры с первоначальных 40 тысяч рублей до нынешних 15. Уже изготовлено 60 таких устройств. 51 из них установлено в школьных автобусах из отдаленных территорий региона.

Вообще, тему безопасного подвоза сельских школьников «закрыли» в первую очередь. Абсолютно каждый желтый автомобильчик с наклейкой «Дети» всегда на связи с районными диспетчерами, с их коллегами из краевого центра. Все автобусы оборудованы «тревожными кнопками». Сигнал о помощи будет принят практически мгновенно.

К счастью, звучит он редко. Тем не менее дежурные готовы к любому развитию событий – налажено четкое взаимодействие с системами МВД, МЧС, ФСБ, скорыми. Недавний случай – в июльскую жару автобус с минусинскими школьниками, направляющимися в Красноярск, сломался в чистом поле под Ачинском. Подмоги из Минусинска пришлось бы ждать часов 8–9. Страшная духота, воды уже практически не осталось… Но – в дело вступил краевой центр коммуникаций. Оперативно связался с назаровским транспортным предприятием, детей быстро забрали, накормили, предоставили ночлег.

Итак, нужные схемы взаимодействия отработаны – можно переходить к управлению абсолютно всем транспортным комплексом края из единого центра (сейчас в системе мониторинга задействовано лишь 15 % от общего количества пассажирского автотранспорта). К спутниковой навигации должно быть подключено 20 тысяч транспортных средств, среди них дорожная техника, все пассажирские автобусы, речные суда и паромы, транспорт, перевозящий опасные грузы. По оценкам специалистов, решить эту задачу можно в течение ближайших трех лет.

– Космические технологии настолько глубоко проникли в нашу повседневную жизнь, что мы порой даже не отдаем себе отчета в том, что пользуемся ими по нескольку раз на дню, – сказал Виктор Томенко. – Правительство края поддерживает реализацию таких инновационных проектов. Мы устойчиво входим в пятерку лучших регионов по использованию навигационных технологий. Теперь нужно заниматься наполнением программы, вовлекать в нее все большее количество транспортных средств, совершенствовать ее возможности. Жизнь и наука не стоят на месте – они будут давать нам новые направления, поэтому наша задача – вовремя замечать их и брать на вооружение.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за