Под покрывалом Чем отличается «ярость благородная» от бытовой злобы

Под покрывалом Чем отличается «ярость благородная» от бытовой злобы


Политическая риторика в сочетании со свободой слова (что бы там ни говорили, а она «в общем и целом» у нас есть) дает удивительный и почти всенародный по масштабу эффект – она позволяет обращать обычные человеческие пороки в достоинства.

Вследствие чего самих пороков можно уже и не стесняться, даже наоборот… Девяностые и «нулевые» прошли под господством культа свободы и независимости всех от всего. Независимые донельзя женщины были в том же числе, и, по-моему, не оставалось в России такого издания, которое не публиковало бы разнообразные дамские монологи на единственную тему: «Я никому ничего не должна». Из прессы, как водится, мотив переливался в реальность, и когда отсталые старорежимные люди (бабушки-дедушки, например) начинали приставать с бестактными вопросами: вы, мол, такие красивые девушки, а чего замуж не выходите, чего не рожаете? – девушки отвечали, что у этой страны нет будущего и рожать в ней – значит совершать преступление. Как вариант, «не хочу рожать рабов для Путина». Ну или пушечное мясо…

Перебью сам себя – однажды меня потряс своей прямотой нищий, сказавший: «С зоны недавно откинулся. Работать не хочу, а жрать чего-то надо. Дай сколько можешь». Так вот, поскольку девушки красивые и подкованные, то с подобной откровенностью – что рожать неохота, потому что лень за ребенком ухаживать, ночей не спать, а хочется пожить для себя, побегать по ночным клубам и пр. – они ответить не могли, потому что некрасиво получалось. Как-то по-жлобски. А «рабы для Путина», «у этой страны нет будущего» – уже не жлобство, а гражданская позиция.

Отмечу, что подобная «социализация» есть не только у нас, а, догадываюсь, везде. Несколько лет назад Лия Ахеджакова рассказала в какой-то передаче, как приехала на гастроли с театром в Прагу (дело было еще в Чехословакии) и пошла вечером в кабачок. За соседним столиком сидел хорошо подвыпивший чех. Узнав, что рядом находится женщина из Советского Союза, страны, подавившей «пражскую весну», он встал, подошел, шатаясь, и плюнул ей в лицо. Перевожу на человеческий: пьяный мужик отомстил СССР за вторжение 1968 года тем, что плюнул в лицо советской (по паспорту) женщине ростом метр с небольшим. При этом с чешской стороны происшествие осталось незамеченным абсолютно: мужику даже не напомнили, что плевать в учреждении общепита – хоть в лицо, хоть на пол – некультурно и негигиенично. Правда, реакция самой женщины оказалась не менее странной. Она сказала: «После этого плевка мне стало невыносимо стыдно за свою страну», – такая вот пафосная демонстрация обостренной «национальной совести» в укор и унижение оставшейся на родине бессовестной толпе.

Позже наши газеты писали о подобных чешских подвигах: как в Карловых Варах русским туристам наливали в ванны простую воду вместо минеральной, бросив туда пару лопат соды; как подавали подгорелым и пересоленным местный деликатес «варена нога». Причем подвиги описывались с пониманием, поскольку сами туристы часто вели себя несимпатично, а главное – опять же «пражская весна», танки, оккупация… То есть по мере скромных служебных возможностей – получай, фашист, гранату.

Конечно, бывает, и нередко, что люди действительно руководствуются в своих поступках идеальными мотивами. Но так устроен человек, что от психических, моральных «шлаков» ему нужно так же освобождаться, как от шлаков обыкновенных. Способы разнообразны: молиться, уходить в работу, пить водку, коллекционировать бабочек и ничего, кроме них, не знать… Политическая риторика стоит в этом ряду на одном из самых почетных мест, потому что позволяет делать публично то, что обычно делается интимно. Попросту – извините – гадить посреди проспекта. Под всеобщее одобрение. Или осуждение – не важно: главное, что данный акт чаще всего не воспринимается как нечто постыдное. Отделить «ярость благородную» (великие слова величайшего орфического гимна из всех, когда-либо созданных в России) от обычной бытовой злобы – это не сразу, не всегда и не у всех получается. А чаще всего нет желания заниматься такой, по сути, духовной работой. Потому так смердит мировое информационное пространство – открытое для всех, малых и великих, благородных и не очень. Благородные, кстати, таковыми и являются, поскольку держат себя подальше от нечистых мест и на каждое сказанное слово приходятся у них годы размышления и молчания.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
Не забывайте смотреть в небо
В реабилитационном центре для людей с ограниченными возможностями «Радуга» уже десять лет работает театральная студия. За это время инклюзивный театр
Без рубрики
24 апреля 2024
Маленький интернационал большой семьи
Национальные традиции как корни для дерева. Обруби корни, и ствол засохнет. Только зная свой национальный язык и культуру, уважая традиции
Без рубрики
23 апреля 2024
Министр, смените тон
На недавней встрече в Минске министров иностранных дел стран СНГ глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин сделал замечание российским правоохранительным органам