Российская Арктика – край суровый, но невероятно богатый природными ресурсами. В последние годы Заполярье играет все большую роль в хозяйственной жизни страны. Но нельзя забывать, что северные регионы – это не только кладовая минеральных ресурсов, но и место проживания коренных малочисленных народов с их уникальной культурой и традиционным хозяйственным укладом.
Как совместить интересы государства, крупных компаний и родовых общин? Обстоятельный разговор об этом состоялся на одной из площадок Красноярского экономического форума.
Традиции и развитие
Открывая дискуссию, заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Станислав Бедкин отметил, что в последнее время тиражируется мнение, что проблемы КМНС связаны с пробелами законодательства и недостатком финансирования. Однако в целом в ряде регионов эффективно решаются вопросы, которые якобы не урегулированы федеральным законодательством. Одним из таких регионов является Красноярский край.
– Работу в Красноярском крае часто рассматривают как пилотный проект, некую модель, показывающую, как в дальнейшем будет изменяться ситуация в России в целом, – поделился своим видением заместитель председателя правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов.
В прошлом году благодаря совместной работе правительства края с федеральным центром Арктическая зона региона увеличилась за счет присоединения к ней фактически двух третей Эвенкии. Сегодня красноярская Арктика составляет порядка 36 процентов всей Арктической зоны Российской Федерации. А с точки зрения налоговых поступлений вклад этой территории в бюджет края составляет 45 процентов и имеет существенный потенциал роста.
В этом богатом и суровом регионе проживают 16 тысяч представителей КМНС. Уникальность красноярского Севера еще и в том, что здесь в тесном соседстве проживают сразу пять коренных народов.
Поэтому в регионе уделяется особое внимание вопросам обеспечения гарантий прав и возможностей развития для северян.
Инструментами повышения уровня жизни КМНС на территории края являются государственная региональная программа и механизмы частно-государственного партнерства.
Благодаря госпрограмме в 2020 году, например, 373 промысловика получили лодки и моторы, 85 оленеводов и промысловиков оснащены снегоходной техникой, 65 семей Таймырского района получили кочевое жилье, 12 оленеводческим коллективам предоставлены субсидии на развитие оленеводства и 14 грантов для развития заготовок, хранения и переработки продукции охоты и рыболовства. В крае на год раньше федеральной принята региональная стратегия развития северных территорий, поддержки КМНС.
– Сохранение традиционного образа жизни коренных народов должно восприниматься не буквально, а через призму развития, – подчеркнул Анатолий Цыкалов. – Надо помогать тем, кто готов трудиться, а не быть ориентированным на получение господдержки. Надо создавать для коренных жителей новые рабочие места, получать прибыль, при этом развивая исконные промыслы.
Северная пятилетка
Красноярский опыт, по мнению вице-премьера регионального правительства, достоин внимательного изучения и тиражирования в других регионах. При этом речь идет не только о государственных, но и о корпоративных программах поддержки КМНС. В качестве примера можно привести программу взаимодействия с коренными народами Севера, принятую «Норникелем». О ней рассказал вице-президент по федеральным и региональным программам компании «Норникель» Андрей Грачев.
По его словам, «Норникель» разработал комплексный план содействия развитию КМНС, рассчитанный на 5 лет, на общую сумму 2 миллиарда рублей. Программа стала результатом этнологической экспедиции, прошедшей в 2020 году на территории Таймыра. Она включает более 40 мероприятий, определенных на базе предложений представителей коренного населения Таймыра. В планах – строительство цехов по переработке рыбы и мяса северного оленя, строительство этнокомплекса с традиционными промыслами, субсидирование вертолетных перевозок, целевое обучение представителей КМНС, издание учебных пособий на родных языках.
Кстати, именно благодаря «Норникелю» была восстановлена письменность небольшого народа энцев, которых насчитывается всего 278 человек. С просьбой о помощи в восстановлении письменности к компании обратился экспертный центр «Проектный офис развития Арктики». В настоящее время уже выпущен букварь языка энцев и рабочие тетради для начальной школы.
Также Андрей Грачев рассказал о совместном проекте с ФАДН – организации школы народной дипломатии на базе МГИМО. Здесь представители КМНС смогут пройти обучение, которое позволит им представлять свои народы на международных площадках любого уровня.
Площадка для партнерства
Но, разумеется, наиболее важным в процессе обсуждения было мнение самих представителей коренных народов. Наиболее емко его выразил Валерий Вэнго, депутат Законодательного собрания Красноярского края, заместитель председателя комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов.
В России проживают 250 тысяч представителей коренного населения в 24 регионах, отметил парламентарий. Однако лидерами в развитии регионального законодательства в отношении КМН являются всего шесть из них: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Якутия, Красноярский край, отчасти Чукотка и Сахалин. В остальных регионах в этом смысле наблюдается застой.
Сходная картина, по мнению Вэнго, и в части государственно-частного партнерства:
– Есть хорошие примеры, но их недостаточно. На Ямале это «Газпром», в Якутии – АЛРОСА. У нас, в Красноярском крае, – «Норникель». Это единственная компания, которая признала 169-ю конвенцию МОТ о правах коренных народов, в то время как другие представители бизнеса и многие другие регионы даже не могут понять, с какой стороны подступиться к решению этого вопроса. Поэтому именно программа «Норникеля» – это яркий пример того, как надо жить и работать на территории.
Далее Валерий Хольмович предложил целый ряд конкретных мер. Во-первых, организовать под эгидой ФАДН институт совещаний представителей высшей исполнительной власти регионов, где проживают КМН, для обсуждения проблем малых народов и обмена положительным опытом. Во-вторых, правительству края более плотно взаимодействовать с крупными компаниями, работающими на арктических территориях региона, с целью создания ими программ поддержки КМНС, аналогичных программе «Норникеля».
Наконец, Валерий Вэнго предложил сделать Красноярский край пилотной площадкой по отработке механизмов частно-государственного партнерства для поддержки и развития коренных народов. Это предложение поддержали Андрей Грачев, председатель МОО «Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края» Григорий Дюкарев, а также модератор обсуждения, советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей Сергей Тимошков.
Таким образом, итогом совещания стала выработка ряда важных инициатив, направленных на более полное обеспечение гарантий развития коренных народов Севера.