Подсчитали. Прослезились? Подведены первые итоги зеленой переписи

Подсчитали. Прослезились? Подведены первые итоги зеленой переписи

Этим летом в нескольких городах нашего края прошел первый этап создания карты зеленых насаждений. Важный проект «Посчитай меня!», поддержанный региональным министерством экологии, – первая ласточка долгожданных изменений. Инициаторы переписи надеются, что после него отношение к деревьям в наших городах станет другим.

 

Город тополей и кленов

К созданию информационной системы учета городских зеленых насаждений «Посчитай меня!» (countree.ru) волонтеров подтолкнула катастрофическая ситуация с деревьями в краевом центре. Их обрезают чуть ли не под корень, оправдывая это «омоложением», закатывают в асфальт, да и просто вырубают: для городских «озеленителей» деревья – расходный материал, который легко выкинуть и заменить на новый. Как брусчатку или заборы. Но ведь совсем не факт, что саженец укоренится – наша среда обитания настолько агрессивна, что выживают здесь сильнейшие. Да и гораздо ценнее для города взрослое зрелое дерево, чем маленький саженец.

Зеленые насаждения нужно защищать, и с этим согласен каждый, вот только охранять то, что никем не посчитано, очень сложно. Факт остается фактом: город не знает, сколько и каких в нем деревьев. И это не только Красноярск – таких подробных карт в России нет в принципе, хотя в мире эту практику ввели уже давно.

Проект получил поддержку на краевом уровне – финансирование осуществлялось за счет средств гранта из бюджета региона по государственной грантовой программе края «Партнерство». Теперь о состоянии деревьев в центральной части трех городов – Красноярска, Минусинска и Назарово – можно узнать на сайте countree.ru. На интерактивной карте зелеными кружками отмечены деревья, саженцы, кустарники, к каждому прикреплены несколько фотографий и описание: диаметр ствола, высота, состояние кроны. При анализе обычно учитывают еще один важный фактор – возраст, но, по мнению специалистов, его рассчитать сложно – в городских условиях деревья одинакового размера могут быть совершенно разного возраста. Слишком уж много факторов влияют: качество посадочного материала, место посадки, освещенность, загрязненность воздуха, качество почвы – ее плотность, доступ воды и кислорода к корневой системе.

Для создания карты даже с первичными данными 55 волонтеров в трех городах несколько летних месяцев уделяли по несколько часов в день, чтобы измерять и фотографировать деревья. Всего в Красноярске было занесено на карту около 12 500 деревьев, в Назарово – свыше 4 600, в Минусинске – почти 1 200.

Больше всего в наших городах кленов и тополей, немало берез, вязов и яблонь.

– На моих участках чаще попадались старые тополя и вязы, – делится волонтер Татьяна Степаненко, ее участок – центр города со старыми дворами. Татьяна – биолог по образованию, поэтому в проект она включилась с большим желанием. – Ранеток много молодых, но уже больных, к сожалению. Клен растет бешено, если вырос и не убирают поросль, то во дворах все превращается в джунгли.

Во дворах, по наблюдениям волонтера, с деревьями все не так плохо – их много, они в сносном состоянии. Совсем другая ситуация вдоль дорог, где их, наоборот, должно быть больше: там деревьев нет совсем либо они в ужасающем состоянии.

Глубже обрезка – хуже дереву

Сейчас анализ полученных после переписи результатов только начался, но организаторы уже готовы поделиться первыми выводами. Так, вполне ожидаемо найдена прямая связь между глубиной обрезки дерева и его состоянием во всех трех городах. Чем глубже обрезка, тем хуже чувствует себя дерево. В целом более 70 % деревьев с глубоко обрезанной кроной (это та самая форма чупа-чупса у тополей и вязов, когда ствол обрезан на уровне 3–4 метров, и из получившегося обрубка растут молодые ветки) имеют повреждения, у искусственно сформированных (обрезанных менее агрессивно и уже обросших) уже 60 % имеют повреждения, а у деревьев с естественной кроной только около 50 %. Необрезанное дерево более устойчиво к агрессивной окружающей среде, болезням и вредителям – перепись еще раз это доказала. Причем в Красноярске количество деревьев с явно неполноценной кроной больше, чем в других городах, – около 27 %, а в Назарово, например, – не более 10 %. Больных деревьев, имеющих какие-либо повреждения, в Назарово и Красноярске около 55 %, в Минусинске – 37 %. Повреждения – это сломанные ветви, хлорозы (нарушение выработки хлорофилла) или некрозы на листьях, серьезно поврежденная кора, капы (наросты) или плодовые тела грибов на стволе. Деревья с такими изменениями хуже выполняют свою экологическую функцию, которая так важна для города.

Волонтеры также отмечали и условия роста деревьев. В Красноярске около 7 % деревьев и кустарников окружены бетоном, досками, пластиком или другими искусственными материалами. Вокруг 16 % – брусчатка, а закатаны в асфальт более 15 %. То есть около 40 % взрослых зеленых насаждений растут в условиях стресса для корневой системы, не растут, а по большому счету хиреют. Минусинским деревьям также не очень повезло – этот показатель более 35 %. А вот в Назарово таких куда меньше – всего около 6 %.

Не использовать, а любить

Но главный вопрос, который волнует всех живущих в городах: достаточно ли у нас деревьев?

– Мы еще не считали площадь озеленения, – рассказывает председатель совета Красноярской региональной общественной организации по развитию городской среды «Живой город» Анастасия Левасевич, – но можем точно сказать: для того, чтобы справиться с антропогенной нагрузкой, например, в Красноярске, зеленых насаждений у нас явно недостаточно. С учетом того, что деревья продолжают сносить, а газоны заменять брусчаткой.

На самом деле активная фаза подсчета совпала с ремонтом на проспекте Мира, и некоторые деревья буквально через несколько дней после того, как попали на карту, были уничтожены под разными предлогами. Строители говорили, что растения старые и больные, но у волонтеров все зафиксировано: некоторые из снесенных деревьев были в удовлетворительном состоянии, насколько это позволяет город. Возможность добавлять и убирать объекты с карты зеленых насаждений – один из важных плюсов этого интерактивного проекта. И перепись, проведенная этим летом, – только первый его этап.

– Сначала нам предстоит анализ полученных данных, оценка экологических функций деревьев и отображение этого на сайте, – перечисляет Анастасия. – Потом мы планируем провести презентацию системы для всех, кто в городе задействован в управлении зелеными насаждениями. А уже в следующем году хотелось бы развития и масштабирования проекта, трансляции опыта в другие города и увеличения площади инвентаризации.

Но для того чтобы запустить «Посчитай меня!» в других городах, проекту нужны партнеры. Анастасия рассказывает: в Назарово и Минусинске им просто повезло – их поддержали общественная организация ветеранов локальных войн и военных конфликтов города Назарово и Назаровского района и общественная организация «Дело молодых» Минусинска. Было бы неплохо, если в других городах края нашлись бы неравнодушные люди, готовые помочь в составлении зеленой карты края.

К волонтерам, которые ходят по дворам с портновским сантиметром и бейджиком, горожане относятся хорошо.

– Два раза со мной болтали о жизни, – вспоминает волонтер Татьяна. – Несколько раз спрашивали, что именно я делаю. Чаще всего вопросов вообще не было – я носила с собой бейдж. Была одна странная дама, ей вяз не нравился на территории ее садика, так она у него ветки обламывала на моих глазах. Грустно это. Люди хотят использовать деревья, а надо бы их любить.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что