От качественного и своевременного северного завоза зависит судьба многих тысяч наших земляков, а любые перебои в этой системе грозят серьезными социально-экономическими последствиями. Чтобы эти территории активно развивались, здесь должны быть обеспечены достойные условия жизни. Именно поэтому Законодательное собрание уделяет особое внимание этой теме. Вот и на минувшем заседании комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов депутаты заслушали информацию о поставках нефтепродуктов и товаров первой необходимости в северные территории Красноярского края.
СПРАВКА
В России обязанность обеспечения необходимыми товарами берет на себя государство за счет средств федерального бюджета и силами региональных властей. Завоз производится воздушным, речным и морским транспортом, в том числе с использованием Северного морского пути. Северный завоз зависит как от погодных условий, так и от слаженной организации работы всех привлекаемых организаций.
Краевые парламентарии оценили работу правительства по подготовке к отопительному сезону 2018–2019 годов в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера.
Министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края Евгений Афанасьев рассказал, что были доставлены топливные ресурсы в необходимом объеме: 157 тысяч тонн угля и 88 тысяч тонн ГСМ. Созданы нормативные запасы топлива для теплоснабжения населения и объектов социальной сферы на время отопительного сезона.
После короткого доклада депутаты попросили министра ответить на ряд вопросов: какой объем финансирования в текущем году определен на северный завоз, достаточно ли бюджетных средств, есть ли в крае районы, которые работают без резерва, как проходят конкурсы по поставкам топлива.
Министр пояснил, что ежегодно в краевом бюджете планируются средства на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям. Львиная доля средств, поступающих муниципалитетам, – это именно компенсация, и эти расходы увеличиваются ежегодно из-за роста стоимости топлива.
Изменения в законодательстве привели к тому, что весь северный завоз лег на плечи органов местного самоуправления, роль субъекта Федерации перестала быть определяющей. То и дело возникают проблемы со снабжением в отдельных муниципальных образованиях.
Заместитель председателя комитета Валерий Вэнго и депутат Павел Семизоров подняли вопрос о завозе бензина в отдаленные поселки Таймыра и Эвенкии и его высокой стоимости для населения. При этом есть муниципалитеты, которые могут завезти продукты и топливо только Северным морским путем, но они проходят весь год без происшествий, а есть территории, где обеспечена навигация, есть зимники, но там по нескольку раз в год вводят режим ЧС.
Заместитель председателя правительства края Анатолий Цыкалов заверил, что правительство работает над этой проблемой, изучает опыт других субъектов Федерации для того, чтобы повысить эффективность северного завоза и преодолеть правовые противоречия. Он упомянул, что в нескольких регионах нашей страны приняты законы, которыми определены перечень товаров и услуг для завоза в территории с ограниченным сроком поставки, уполномоченный орган и организация, которая занимается этими закупками. В крае готовят предложения, чтобы решать проблемы в рамках существующего законодательства.
Председатель комитета Анатолий Амосов, завершая обсуждение вопроса, рассказал коллегам, что тема поставок топлива и продуктов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов рассматривалась и в Государственной думе, а 20 декабря прошлого года прошли парламентские слушания в Совете Федерации.
– В 2014 году Бюджетный кодекс РФ позволил субъектам, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера, предоставлять юридическим лицам кредиты за счет региональных бюджетов, чем мы сейчас и наполняем МСУ, – пояснил Анатолий Егорович. – Затем это положение Бюджетного кодекса было дополнено постановлением правительства, которым утвержден перечень товаров для закупки в территории с ограниченными сроками доставки.
Ряд субъектов РФ уже принял соответствующие документы, но все же Совет Федерации и Госдума признают, что им не удалось организовать на Севере и Дальнем Востоке эффективную систему северного завоза – такую, какой она раньше была. Тогда существовал Госкомсевер, который контролировал выделение финансовых средств, и он со своей задачей справлялся. Осложняет ситуацию отсутствие единого органа исполнительной власти, отвечающего за осуществление северного завоза. Большое количество участников, которые имеют бизнес-интересы на Севере, приводит к удорожанию поставок продукции в отдаленные районы, увеличивает риски их срывов.
Все сказанное касается не только Красноярского края. На парламентских слушаниях Правительству РФ рекомендовали разработать проект федерального закона о завозе в районы Крайнего Севера и определить орган, отвечающий на федеральном уровне за проведение северного завоза, а также создать специализированную электронную площадку для повышения эффективности госзакупок в этой сфере.
Депутаты призвали краевое правительство не ждать изменения федерального законодательства, а вырабатывать региональные меры, регулирующие организацию северного завоза. Анатолий Амосов добавил, что Законодательное собрание поддержит правительство в этом и готово к более углубленному анализу проблемы.
Во славу материнства
Женщинам, награжденным почетным знаком «Материнская слава», будет проще улучшить жилищные условия.
Соответствующие изменения в отдельные законы края в сфере предоставления мер социальной поддержки женщинам, награжденным почетным знаком Красноярского края «Материнская слава», депутаты рассмотрели на заседании комитета по охране здоровья и социальной политике. Документ планируется к принятию в первом чтении на ближайшем заседании сессии.
Как сообщила министр социальной политики края Ирина Пастухова, речь идет о том, чтобы предоставлять женщинам, награжденным указанным почетным знаком, меры социальной поддержки на улучшение жилищных условий без учета стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Ранее это учитывалось.
В нашем крае почетным знаком награждены 217 женщин, из них в соответствии с законом улучшили жилищные условия 105. В случае принятия законопроекта восемь женщин, награжденных почетным знаком, получат право на улучшение жилищных условий.
Средний размер выплаты составит 1 миллион 200 тысяч рублей. Выплаты обратившимся в министерство социальной политики края женщинам будут предоставляться в рамках лимитов, предусмотренных государственной программой «Развитие системы социальной поддержки граждан».
– Считаю, что закон этот нужен. Это востребовано в Красноярске, изменения справедливые. Районов это не касается – там цена квадратного метра жилья не так высока, как в Красноярске, поэтому здесь мы наводим порядок, и делается это в интересах семей, – сказал председатель профильного комитета Юрий Данильченко.
Добавим, что закон «О награждении нагрудным знаком «Материнская слава» был принят в 2007 году. На эту награду могут претендовать женщины, которые воспитали или воспитывают семерых детей и более. Нужно, чтобы семья вела здоровый образ жизни, родители обеспечивали надлежащий уровень заботы об образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полное и гармоничное развитие их личности, подавали пример уважения к семейным традициям. Закон о награждении нагрудным знаком «Материнская слава» предусматривает денежное поощрение, которое подлежит индексации.