Подводные камни северного завоза

Подводные камни северного завоза
Фото Олега Кузьмина

От качественного и своевременного северного завоза зависит судьба многих тысяч наших земляков, а любые перебои в этой системе грозят серьезными социально-экономическими последствиями. Чтобы эти территории активно развивались, здесь должны быть обеспечены достойные условия жизни. Именно поэтому Законодательное собрание уделяет особое внимание этой теме. Вот и на минувшем заседании комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов депутаты заслушали информацию о поставках нефтепродуктов и товаров первой необходимости в северные территории Красноярского края.

СПРАВКА

В России обязанность обеспечения необходимыми товарами берет на себя государство за счет средств федерального бюджета и силами региональных властей. Завоз производится воздушным, речным и морским транспортом, в том числе с использованием Северного морского пути. Северный завоз зависит как от погодных условий, так и от слаженной организации работы всех привлекаемых организаций.

Краевые парламентарии оценили работу правительства по подготовке к отопительному сезону 2018–2019 годов в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера.

Министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края Евгений Афанасьев рассказал, что были доставлены топливные ресурсы в необходимом объеме: 157 тысяч тонн угля и 88 тысяч тонн ГСМ. Созданы нормативные запасы топлива для теплоснабжения населения и объектов социальной сферы на время отопительного сезона.

После короткого доклада депутаты попросили министра ответить на ряд вопросов: какой объем финансирования в текущем году определен на северный завоз, достаточно ли бюджетных средств, есть ли в крае районы, которые работают без резерва, как проходят конкурсы по поставкам топлива.
Министр пояснил, что ежегодно в краевом бюджете планируются средства на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям. Львиная доля средств, поступающих муниципалитетам, – это именно компенсация, и эти расходы увеличиваются ежегодно из-за роста стоимости топлива.

Изменения в законодательстве привели к тому, что весь северный завоз лег на плечи органов местного самоуправления, роль субъекта Федерации перестала быть определяющей. То и дело возникают проблемы со снабжением в отдельных муниципальных образованиях.

Заместитель председателя комитета Валерий Вэнго и депутат Павел Семизоров подняли вопрос о завозе бензина в отдаленные поселки Таймыра и Эвенкии и его высокой стоимости для населения. При этом есть муниципалитеты, которые могут завезти продукты и топливо только Северным морским путем, но они проходят весь год без происшествий, а есть территории, где обеспечена навигация, есть зимники, но там по нескольку раз в год вводят режим ЧС.

Заместитель председателя правительства края Анатолий Цыкалов заверил, что правительство работает над этой проблемой, изучает опыт других субъектов Федерации для того, чтобы повысить эффективность северного завоза и преодолеть правовые противоречия. Он упомянул, что в нескольких регионах нашей страны приняты законы, которыми определены перечень товаров и услуг для завоза в территории с ограниченным сроком поставки, уполномоченный орган и организация, которая занимается этими закупками. В крае готовят предложения, чтобы решать проблемы в рамках существующего законодательства.

Председатель комитета Анатолий Амосов, завершая обсуждение вопроса, рассказал коллегам, что тема поставок топлива и продуктов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов рассматривалась и в Государственной думе, а 20 декабря прошлого года прошли парламентские слушания в Совете Федерации.

– В 2014 году Бюджетный кодекс РФ позволил субъектам, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера, предоставлять юридическим лицам кредиты за счет региональных бюджетов, чем мы сейчас и наполняем МСУ, – пояснил Анатолий Егорович. – Затем это положение Бюджетного кодекса было дополнено постановлением правительства, которым утвержден перечень товаров для закупки в территории с ограниченными сроками доставки.

Ряд субъектов РФ уже принял соответствующие документы, но все же Совет Федерации и Госдума признают, что им не удалось организовать на Севере и Дальнем Востоке эффективную систему северного завоза – такую, какой она раньше была. Тогда существовал Госкомсевер, который контролировал выделение финансовых средств, и он со своей задачей справлялся. Осложняет ситуацию отсутствие единого органа исполнительной власти, отвечающего за осуществление северного завоза. Большое количество участников, которые имеют бизнес-интересы на Севере, приводит к удорожанию поставок продукции в отдаленные районы, увеличивает риски их срывов.

Все сказанное касается не только Красноярского края. На парламентских слушаниях Правительству РФ рекомендовали разработать проект федерального закона о завозе в районы Крайнего Севера и определить орган, отвечающий на федеральном уровне за проведение северного завоза, а также создать специализированную электронную площадку для повышения эффективности госзакупок в этой сфере.

Депутаты призвали краевое правительство не ждать изменения федерального законодательства, а вырабатывать региональные меры, регулирующие организацию северного завоза. Анатолий Амосов добавил, что Законодательное собрание поддержит правительство в этом и готово к более углубленному анализу проблемы.

Во славу материнства

Женщинам, награжденным почетным знаком «Материнская слава», будет проще улучшить жилищные условия.

Соответствующие изменения в отдельные законы края в сфере предоставления мер социальной поддержки женщинам, награжденным почетным знаком Красноярского края «Материнская слава», депутаты рассмотрели на заседании комитета по охране здоровья и социальной политике. Документ планируется к принятию в первом чтении на ближайшем заседании сессии.

Как сообщила министр социальной политики края Ирина Пастухова, речь идет о том, чтобы предоставлять женщинам, награжденным указанным почетным знаком, меры социальной поддержки на улучшение жилищных условий без учета стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Ранее это учитывалось.

В нашем крае почетным знаком награждены 217 женщин, из них в соответствии с законом улучшили жилищные условия 105. В случае принятия законопроекта восемь женщин, награжденных почетным знаком, получат право на улучшение жилищных условий.

Средний размер выплаты составит 1 миллион 200 тысяч рублей. Выплаты обратившимся в министерство социальной политики края женщинам будут предоставляться в рамках лимитов, предусмотренных государственной программой «Развитие системы социальной поддержки граждан».

– Считаю, что закон этот нужен. Это востребовано в Красноярске, изменения справедливые. Районов это не касается – там цена квадратного метра жилья не так высока, как в Красноярске, поэтому здесь мы наводим порядок, и делается это в интересах семей, – сказал председатель профильного комитета Юрий Данильченко.

Добавим, что закон «О награждении нагрудным знаком «Материнская слава» был принят в 2007 году. На эту награду могут претендовать женщины, которые воспитали или воспитывают семерых детей и более. Нужно, чтобы семья вела здоровый образ жизни, родители обеспечивали надлежащий уровень заботы об образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полное и гармоничное развитие их личности, подавали пример уважения к семейным традициям. Закон о награждении нагрудным знаком «Материнская слава» предусматривает денежное поощрение, которое подлежит индексации.

 

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

28 мая 2022
«Ваш счетчик не соответствует нормативам…»
Всевозможные аферисты не останавливаются в своих попытках заработать на доверчивых гражданах. Нередко пользуются проверенными способами обмана, например, рассылая якобы официальные документы от
Три четверти успеха
85 лет назад, 21 мая 1937 года, началась знаменитая советская экспедиция «Северный полюс – 1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина.
О настоящем и будущем Норильска
Вторая в мае сессия Законодательного собрания состоялась всего лишь через неделю после первой. При этом особый интерес вызывали вопросы о