С началом войны все народное хозяйство нужно было в кратчайшие сроки перестроить на военный лад. Железную дорогу и ее производства – в первую очередь.
Старейший в Красноярске паровозовагоноремонтный завод, на котором работали к началу войны 3 100 кадровых рабочих, кроме ремонта локомотивов и вагонов с июля 1941 года стал выпускать специальные ремонтные поезда для фронта.
Каждый такой поезд состоял из нескольких десятков вагонов и площадок, в которых были смонтированы механические мастерские, электростанции и даже передвижные подъемные краны.
Назначение спецпоездов состояло в том, чтобы ремонтировать поврежденные самолеты, танки, паровозы и вагоны непосредственно в условиях фронтовой или прифронтовой полосы. Восстанавливать разбитые железнодорожные пути.
За 1941 год красноярским ПВРЗ было подготовлено 20 спецпоездов, в 1942-м – еще шесть. Здесь же делали и поезда особого назначения: санитарные, банно-прачечные.
Но особая гордость завода – бронепоезда, крепости на колесах. Наш ПВРЗ выдал фронту два таких поезда – «Красноярец» и «Енисей». На платформах монтировали каркасы башен, площадок для размещения орудий и пулеметов, специальные отсеки для боеприпасов. В заводских цехах пришлось даже освоить специальную закалку стальных листов, чтобы они превратились в броню – для обшивки паровозов обычный металл не годился.
В срочно реконструированных цехах ПВРЗ, в локомотивных депо Красноярска и Иланской начали выпуск различных боеприпасов, 82-миллиметровых минометов, корпусов для 122-миллиметровых снарядов, огнеметов и т. п.
ПВРЗ принимал оборудование сразу четырех заводов, за четыре месяца сюда поступило более тринадцати составов с техникой и рабочими. Для скорейшего запуска оборудования выстроили новый цех, увеличили мощность ТЭЦ, расширили инструментальный цех, построили общежитие.
Впечатляют данные о количестве новаторов производства на ПВРЗ: в 1941-м их было 47,7 % от общего числа работников, то есть, фактически, каждый второй рабочий.
В дальнейшем эти показатели только росли. Каждый пятый рабочий выполнял норму на 200 % и выше. Новаторская практика включала в себя и разработку масштабных концептуальных нововведений.
Например, в 1941 г. завод осваивал сборку санитарных поездов. Оборудование для них должно было поступать с других предприятий страны, но оно задерживалось, а фронту такие поезда нужны были позарез. Тогда группа конструкторов сделала все необходимые чертежи, и завод приступил к производству оборудования из собственных материалов. Работа, которая в мирное время потребовала бы нескольких месяцев, теперь была выполнена в течение нескольких суток! Вскоре санитарные поезда из Красноярска один за другим пошли на фронт.
При подготовке материала использованы книги:
«Память сильнее времени. Воспоминания железнодорожников Восточно-Сибирской магистрали о Великой Отечественной войне». Издание ВСЖД. 2015.
«Красноярск – Берлин. 1941–1945.» Красноярск. 2010.
Снимки из фондов музея истории Красноярской железной дороги.