Поезда одевались в броню

Поезда одевались в броню
Наш ПВРЗ выдал фронту два бронепоезда – «Красноярец» и «Енисей

С началом войны все народное хозяйство нужно было в кратчайшие сроки перестроить на военный лад. Железную дорогу и ее производства – в первую очередь.

Старейший в Красноярске паровозовагоноремонтный завод, на котором работали к началу войны 3 100 кадровых рабочих, кроме ремонта локомотивов и вагонов с июля 1941 года стал выпускать специальные ремонтные поезда для фронта.

Каждый такой поезд состоял из нескольких десятков вагонов и площадок, в которых были смонтированы механические мастерские, электростанции и даже передвижные подъемные краны.

Назначение спецпоездов состояло в том, чтобы ремонтировать поврежденные самолеты, танки, паровозы и вагоны непосредственно в условиях фронтовой или прифронтовой полосы. Восстанавливать разбитые железнодорожные пути.

За 1941 год красноярским ПВРЗ было подготовлено 20 спецпоездов, в 1942-м – еще шесть. Здесь же делали и поезда особого назначения: санитарные, банно-прачечные.

Но особая гордость завода – бронепоезда, крепости на колесах. Наш ПВРЗ выдал фронту два таких поезда – «Красноярец» и «Енисей». На платформах монтировали каркасы башен, площадок для размещения орудий и пулеметов, специальные отсеки для боеприпасов. В заводских цехах пришлось даже освоить специальную закалку стальных листов, чтобы они превратились в броню – для обшивки паровозов обычный металл не годился.

В срочно реконструированных цехах ПВРЗ, в локомотивных депо Красноярска и Иланской начали выпуск различных боеприпасов, 82-миллиметровых минометов, корпусов для 122-миллиметровых снарядов, огнеметов и т. п.

ПВРЗ принимал оборудование сразу четырех заводов, за четыре месяца сюда поступило более тринадцати составов с техникой и рабочими. Для скорейшего запуска оборудования выстроили новый цех, увеличили мощность ТЭЦ, расширили инструментальный цех, построили общежитие.

Впечатляют данные о количестве новаторов производства на ПВРЗ: в 1941-м их было 47,7 % от общего числа работников, то есть, фактически, каждый второй рабочий.

В дальнейшем эти показатели только росли. Каждый пятый рабочий выполнял норму на 200 % и выше. Новаторская практика включала в себя и разработку масштабных концептуальных нововведений.

Например, в 1941 г. завод осваивал сборку санитарных поездов. Оборудование для них должно было поступать с других предприятий страны, но оно задерживалось, а фронту такие поезда нужны были позарез. Тогда группа конструкторов сделала все необходимые чертежи, и завод приступил к производству оборудования из собственных материалов. Работа, которая в мирное время потребовала бы нескольких месяцев, теперь была выполнена в течение нескольких суток! Вскоре санитарные поезда из Красноярска один за другим пошли на фронт.

При подготовке материала использованы книги:

«Память сильнее времени. Воспоминания железнодорожников Восточно-Сибирской магистрали о Великой Отечественной войне». Издание ВСЖД. 2015.

«Красноярск – Берлин. 1941–1945.» Красноярск. 2010.
Снимки из фондов музея истории Красноярской железной дороги.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня