Дети, побывавшие в роли бойцов Красной армии и поднимавшие солдат с поля боя, никогда не поддадутся вражеской пропаганде, считают руководители военно-исторического клуба «45-й гвардейский стрелковый полк». Для патриотического воспитания молодежи здесь используют разные формы погружения в реалии военного времени. Это и реконструкция боев, и поисковые Вахты Памяти, и выставки с рассказами о героизме предков.
Все по-настоящему
Кто-то может считать реконструкции боев разных эпох делом несерьезным – мол, ряженые бегают. Но, как говорят сами реконструкторы, улыбки исчезают с лиц участников, как только прогремят первые пиротехнические взрывы и заработает пулемет, направленный в твою сторону. Оружие здесь применяют времен Великой Отечественной войны, но охолощенное. То есть не убьет, это точно. Однако даже взрослые участники реконструкции признаются: ноги подкашиваются, когда работает эта техника.
Самой массовой и запоминающейся реконструкцией «45-го гвардейского стрелкового полка» стал «Енисейский форпост». В ней организаторы соединили войны трех эпох – освоение Сибири, оборону Красноярского острога, войну 1812 года и Великую Отечественную. Это было красочное и познавательное зрелище, в ходе которого красноярцы могли сравнить и уровень вооружения, и героизм участников операций.
Затем было «Время героев», в котором сошлись Великая Отечественная война и боевые действия в Афганистане. Подвиг Александра Матросова, битва подо Ржевом…
– Мы стараемся проводить реконструкции боев, в которых принимали участие красноярские формирования, – рассказывает руководитель военно-исторического клуба «45-й гвардейский стрелковый полк» Максим Брит. – Эти события демонстрируют воинскую мощь наших частей.
Это не игра, здесь все по-настоящему. Члены клуба изучают историю конкретных военных событий, разыскивают журналы боевых действий частей, которые принимали участие в сражении. И на основе архивных документов выстраивают сюжет реконструкции, с точностью до мельчайших деталей воссоздают ту атмосферу и быт, в которых приходилось находиться нашим дедам и прадедам.
Сценарный план мероприятия составляется коллегиально. Сначала «рыбу» пишет член клуба Евгений Шаповалов, а затем каждый реконструктор может вставить свою ремарку. Перед выступлением, как и положено, проводится генеральная репетиция. Участников реконструкции знакомят с полем боя – где заложена пиротехника, откуда стреляют орудия. Техника безопасности в таком деле прежде всего! А затем проверяют дресс-код каждого бойца. Участник реконструкции должен соответствовать той эпохе, в которой ему предстоит существовать. И это не просто старая одежда, это почти настоящая, восстановленная военная форма. Ее изготавливают специальные артели, которым можно заказать обмундирование по своим меркам. Конечно, удовольствие это недешевое, но реконструкторы уверяют: тратиться есть ради чего.
Клуб начинался с парада Победы
Максим Брит не считает себя историком. Говорит: скорее, любитель хроники своей страны и края. Он с детства мечтал окунуться в военную историю. Кроме того, интересуется оружием – инструктор по высокоточной стрельбе.
– В 2009 году знакомый пригласил меня принять участие в параде Победы в форме Великой Отечественной войны. С этого времени я и примкнул к движению реконструкторов, – рассказывает Максим Брит. – Сначала был клуб «Камелот», затем мы отделились и назвали свою организацию 45-м стрелковым полком. Это название связано с Красноярском. В нашем городе в 1939 году была сформирована 119-я стрелковая дивизия. В боях под Москвой в 1941 году она получила звание 17-й гвардейской стрелковой дивизии, в состав которой и входил 45-й гвардейский стрелковый полк. В нем воевали наши земляки и, в частности, мой двоюродный дед.
К слову, на парад Победы в Красноярске военно-исторический клуб «45-й гвардейский стрелковый полк» и сейчас выходит в полном составе и в полном обмундировании – с раритетным оружием. И старинная техника, которая движется в колонне, сделана руками умельцев этой организации.
– Мы это делаем не для себя, а для воспитания молодежи. Люди должны помнить свою историю, – говорит руководитель военно-исторического клуба. – Мы изучаем прошлое по архивным документам и доносим его в простой и понятной форме. Но самая точная наука – это военная археология. У нас тесные отношения с поисковым движением Красноярского края. С отрядом «Феникс» мы ежегодно выезжаем на Вахту Памяти на места боев красноярских формирований. Это позволяет и нам самим увидеть, как воевали наши предки, и показать это ребятам.
Собрать по крупицам
Ежегодно реконструкторы вместе с поисковым отрядом «Феникс» отправляются на летнюю Вахту Памяти в Тверскую область под город Белый. Здесь сражалась 78-я Добровольческая бригада и приданная ей в усиление 17-я стрелковая дивизия.
– «Феникс» каждый год набирает на Вахту Памяти разных ребятишек, чтобы как можно больше школьников принимали участие в этой работе, – поясняет Максим. – Есть и такие ребята, что увлекаются движением, становятся инструкторами и уже сами набирают отряды.
А пока инструкторы для молодежи – участники клуба реконструкции. Они обучают молодежь вести поисковую работу, понимать, где лежат бойцы. И поднимать их, восстанавливать их имена.
– Солдаты как погибали, так и лежат на своих местах – в воронках и выемках. Местные поисковики нашли пятачок и показали нам: там есть бойцы. Мы выехали туда группой и прочесали участок. Первого красноармейца нашли мы с Александром Савенковым (еще один участник военно-исторического клуба. – НКК). А затем подняли еще восемь человек, – поясняет поисковик.
Твой первый боец, поднятый из небытия, – это настоящее событие, говорят поисковики. И пусть от него остались только кости и остатки башмаков – человеку возможно вернуть имя и семью.
Рядом с тем бойцом лежала винтовка Мосина. При падении солдата она воткнулась в молодое тогда деревце, а через 80 лет вместе с выросшим стволом показалась из-под земли. Так его и нашли – хозяина этой винтовки.
Сейчас поисковики уже знают: бойцы часто лежат под деревьями, а потому чтобы достать каждую косточку, нужно выпиливать и выламывать корни. Мужчины лопатят грунт, а девчонки перебирают комки, отыскивая пуговицы, косточки, медальоны. Но часто на поле боя солдаты лежат гурьбой. И даже если находится медальон, даже если находят родственников погибшего, так их всех и хоронят – в одной братской могиле.
Когда удается найти солдата из Красноярского края и восстановить его имя – большая удача. Останки одного такого красноармейца в 2022 году реконструкторы из военно-исторического клуба «45-й гвардейский стрелковый полк» на своей машине привезли в Красноярск и передали родственникам, которые жили недалеко от Канска.
Взрослые люди и реконструкцией занимаются на собственные средства, и на Вахту Памяти ездят из личного интереса, но говорят: оно того стоит.
– После Вахты Памяти дети становятся другими. У них меняется мировоззрение и отношение к истории, – говорит Максим Брит. – На все они смотрят по-другому. Этим ребятам уже не получится задурить голову: они видели историю своими глазами, пропустили ее через себя, присутствовали на захоронении поднятых ими бойцов. И это непередаваемые эмоции.
Каждый год поисковые отряды в Тверской области поднимают останки трехсот бойцов. Зачастую вместе с людьми находят поисковики оружие и фрагменты техники.
– Как правило, крупной техники уже не осталось на полях боев. Многое в годы перестройки растащили на металл местные жители. Но однажды за один сезон нам удалось отыскать три самолета. Один был с пилотом, – рассказывает Александр Савенков. – Фрагменты штурмовика Ил-2, Пе-2 и МиГа привезли в Красноярск.
Конечно, поиск техники и оружия – не самоцель для поисковиков. Главное для них – отыскать бойца. Но нередко помощь в этом оказывают артефакты, которые лучше прощупываются металлоискателем и щупом. Все они затем отправляются в школьные музеи или после охолощения участвуют в реконструкции боев Великой Отечественной войны. А также путешествуют с экспозицией военно-исторического клуба по школам и домам культуры районов края.
Реконструкторы говорят: такие встречи особенно ценны и для них, и для школьников. Ведь на них ребята могут в прямом смысле слова прикоснуться к прошлому – оружию, которым воевали их прадеды. А еще увидеть фильмы, раскрывающие военную историю красноярцев. Кстати, снимают их такие же энтузиасты, как и все реконструкторы.
– После таких встреч некоторые ребята приходят в клуб и в поисковое движение, – констатирует Максим Брит. – Вот так, понемногу, по крупицам мы взращиваем нашу молодежь.
Металлолом, но раритетный!
Клуб реконструкторов – это большая группа людей, которые больны одним общим делом – восстановлением нашей истории. Александр Савенков пришел в команду несколько лет назад. Так же, как и Максим – после участия в параде Победы. Говорит: несколько раз виделся с Бритом в строю, а потом решил влиться в военно-историческое движение.
Александр технарь по велению сердца. Именно он с такими же увлеченными «железяками» людьми восстанавливает старую технику и изготавливает реплики танков, боевых машин и пушек, которые действовали во время Великой Отечественной войны.
Он сам ветеран боевых действий, знаком с фронтовой наукой не понаслышке, и военные машины ценит.
– Мы приобретаем основу и потом дорабатываем, – скромно замечает Александр Савенков. – Например, на основе ГАЗ-71 сделали танк. Ходовая часть от гусеничного вездехода, а верх сварили из тонкого металла. Поставили двигатель – теперь машина ездит и стреляет.
Для реконструкции это главное – имитация настоящей работы танка военных времен. Настоящий, раритетный жалко гонять по пересеченной местности, подрывать и переворачивать на представлении, а имитированный вполне сгодится.
Впрочем, есть в арсенале реконструкторов и настоящая техника той поры. Например, действующая полевая кухня, которая выезжает на праздники и кормит-поит гостей. Или мотоцикл, на котором ветеран войны приехал с фронта.
– Этот мотоцикл мы купили в Краснодаре – дедушка приехал на нем с войны. Пока он был жив, и мотоцикл находился в семье, а как умер хозяин – внуки продали технику, – рассказывает Александр. – Когда его привезли в Красноярск, я посмотрел – металлолом. Но это история! Именно этот мотоцикл участвовал в войне. А потому полностью был разобран и отреставрирован. В этом году участвовал в параде Победы в Красноярске.
Восстановление или изготовление техники старого образца – процесс небыстрый. Ведь нужен и металл, и детали.
– Меньше всего времени я потратил на изготовление бронеавтомобиля «Остин-Путиловец» – сделал за 26 суток. Он участвовал в 100-летии революции, прошел во главе праздничной колонны, – поясняет Савенков. – Я был в Северодвинске, а там посреди города стоит бронеавтомобиль. Померил его рулеткой, записал. Дома купил простой уазик – и сделал.
Так же создавались и другие модели военной техники.
Сейчас в арсенале военно-исторического клуба «45-й гвардейский стрелковый полк» четыре мотоцикла, по два ГАЗ-67 и БА-64, пушка сорокапятка, немецкий «Мардер», немецкая пушка ПАК-40 и танк Т-70. Все в рабочем состоянии и принимает участие в реконструкциях: ездит, стреляет и имитирует настоящий бой.
Фото: Александр Жуковец, Ольга Жирных, архив военно-исторического клуба «45-й гвардейский стрелковый полк»