За последний месяц сразу в трех регионах России прогремели взрывы газового оборудования. Сначала дважды в Тюменской области из-за неисправной плиты в двухэтажке и халатности строителей, которые во время земляных работ задели газопровод. Погибли люди. Затем рванула квартира в Рязани. Разрушенным оказался верхний этаж дома. Три человека погибли, еще 13 пострадали. Ноябрьские праздники стали траурными для Иваново. Здесь из-за неосторожного обращения с газовым оборудованием «мужчины, который вел асоциальный образ жизни», погибли шесть человек, в том числе четырехлетняя девочка. Дом восстановлению не подлежит.
После первых взрывов в Тюменской области и в Рязани глава МЧС России Владимир Пучков распорядился проверить газовые службы во всех регионах. Правда, это носило рекомендательный характер и до Сибири пока не дошло. В МЧС по Красноярскому краю нам сообщили: как только получат бумагу из центра, приступят к работе. И то – обязанность пройти все газифицированные квартиры поручат Красноярсккрайгазу. Мол, наше дело людей эвакуировать после взрыва да развалины разбирать. Каплей, перевесившей чашу в сторону внеплановых проверок газового оборудования в Красноярске, стала авария в Иваново. Глава краевого центра Эдхам Акбулатов на совещании у губернатора заявил: в ближайшее время комиссионно пройдем все хрущевки.
Красноярцы ухмыляются: все у нас так – пока петух жареный не клюнет… Хотя Красноярск и сам славен газовыми драмами. Происходят они регулярно, правда, всероссийской известности не приобретают: масштаб жертв и разрушений не тот. Администрации районов при необходимости расселяют жильцов по квартирам маневренного жилого фонда, следственные органы проводят проверки, выделяются деньги на ремонт помещений. И… до следующего взрыва.
Безопасно только на улице
Красноярск – самый большой потребитель газа в регионе. Здесь 75 593 газифицированные квартиры, более 67 тысяч из них питаются от газовых распределительных установок, в остальных баллоны. И взрывы случаются лишь в краевом центре. Видимо, на периферии люди более осторожны. По крайней мере, в МЧС по проблемам с газовым оборудованием не обращаются.
Главный инженер АО «Красноярсккрайгаз» Николай Пинигин рассказывает:
– В каждом районе есть участки, на которых работают мастера. Каждый день обходят наружные газопроводы, делают специальные замеры, выявляют утечки. Проводятся регламентные работы. Экспертная организация дает заключение на дальнейшую эксплуатацию – на ближайшие восемь лет. Также меняем арматуру на наружных газопроводах. Ничего не брошено, все содержится надлежащим образом.
Групповые резервуарные установки (те, что стоят на улице во дворах) имеют срок службы 35 лет. Но, несмотря на то что вводились в эксплуатацию в 1960–1970-х годах, Николай Викторович уверен – могут служить еще не одно десятилетие:
– Это вам не новые чехословацкие сосуды! У наших толщина стенки 10 мм.
Оборудование безопасно, а на непредвиденный случай аварийка действует. Только почувствовали запах газа – вызывайте. Приедет и денег за это не возьмет. Но газовые взрывы в Красноярске все равно звучат…
Газопровод на троих
Это раньше Красноярсккрайгаз был монополистом: отвечал за все оборудование – и уличное, и внутриквартирное. Сегодня ситуация изменилась. С 2005 года у газовых сетей три хозяина. Групповые резервуарные установки (сюда сливается газ, который поступает в жилища) и газопроводы до входа в здание в собственности акционерного общества. А дальше – от крана на вводе в дом и до арматуры в квартире – зона ответственности управляющей компании или ТСЖ. От крана на отпуске и до газовой плиты – на совести собственника жилья.
Сегодня УК законодательно обязали заключать договор со специализированной организацией на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. И мастера ежегодно проходят дозором все подъезды газифицированных домов (визуальный осмотр, смазка, замена устаревших кранов). А вот ВКГО (внутриквартирное газовое оборудование) – слабое звено.
– Бремя ответственности лежит на собственнике, следовательно, он должен заключать договор на техническое обслуживание кранов и плиты, – поясняет Николай Пинигин. – Делаешь раз в год техобслуживание и спишь спокойно! И цена-то смешная – четырехконфорочная плита около 400 рублей в год. Но на сегодня такие договоры заключили только 20 процентов собственников газифицированных квартир. Наших людей убедить сложно. Хотя утечки газа, из-за которых происходят взрывы, случаются как раз в жилье.
В 2015 году в Красноярске произошло три взрыва газового оборудования. 3 февраля на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий» в квартире на втором этаже дома произошла утечка газа. Были выбиты оконные рамы, начался пожар. 25 февраля взорвался газ в двухэтажном жилом доме на улице Калинина, пострадали три человека. Хозяева одной из квартир установили газовый баллон, но огонь горел слабо, и на следующий день они вызвали специалиста Красноярсккрайгаза. Взрыв произошел в его присутствии. А 28 декабря взрыв прозвучал на пятом этаже панельного дома на улице Мичурина. Вылетели стекла в окнах, разрушен балкон. Хозяина квартиры с травмами и ожогами увезли в больницу. Жильцы дома рассказывали, что почуяли запах газа, позвонили в аварийку. Специалисты приехали, но дверь в квартиру им никто не открыл. Позже оказалось, что газовый шланг был перерезан. Не исключено, что сделал это сын хозяев жилья: мужчина употреблял наркотики и стоял на учете у нарколога.
– Человеческий фактор, – разводит руками главный инженер специализированной организации. – Жизнь у нас такая – много неуравновешенных людей. Да и собственники ничего не боятся: для них что воду самостоятельно отключить, что газ. Отсоединил плиту, в итоге взрыв. На Красноярском рабочем и Мичурина как раз самовольные отключения были.
Отключил – и готово
Что скрывать, есть у нас возможность отказаться от газовой плиты. Но чтобы сделать это официально, по всем правилам, нужно получить не одно разрешение. Для начала – в своей управляющей компании, которая посчитает, рассчитана ли 50-летняя электропроводка на увеличение нагрузки. Большую плиту нужно будет занести в паспорт жилья, согласовать в департаменте городского хозяйства, и только после этого пригласить газовщиков, которые отрежут газовод и поставят капитальную заглушку.
Только половина собственников жилья действует по правилам, другая предпочитает решать проблему самостоятельно: отключили кран и завязали газовый шланг. А еще хуже – зашили все это добро гипсокартоном, чтобы интерьер не портило.
Кстати, именно так произошло на улице Высотной, где в 2012 году полыхнула квартира на первом этаже дома. Жилье было переделано в гостинки. Газ официально не отключали, а лишь завернули краник и завязали бантиком шланг. Из него-то и сочилась взрывоопасная струйка.
Тихая охота после мощного взрыва
Незаконные перепланировки хрущевок (а именно они газифицированы) в гостинки, магазины или косметические салоны – главная головная боль газовиков. При осмотре внутридомового оборудования мастера ежегодно заходят и в квартиры – хотя бы визуально оценить состояние газопровода. Но не во все помещения могут попасть – хозяин вправе не пустить незваных гостей. И что там у него за бронированной дверью или стеклянным фасадом – одному богу известно.
В 2012 году, когда рванула незаконная переделка на улице Высотной, городские власти решили выяснить, сколько же в Красноярске квартир, представляющих подобную опасность. В каждой районной администрации работала горячая линия, куда горожане могли сообщить о неблагонадежных соседях. На сайте департамента городского хозяйства появились списки официально перепланированных помещений. Если искомой квартиры в нем не находилось – значит, переделана неофициально, то есть представляет опасность для соседей.
– Под моей квартирой находится переделанное в гостинки помещение, – рассказывает жительница дома на улице Тотмина Светлана Александровна. – При перепланировке снизилась шумозащита, вентиляция сделана таким образом, что все запахи идут к нам в детскую.
Со своей проблемой Светлана обратилась в Роспотребнадзор. В перепланированной квартире проверяющим попросту не открыли дверь. Позже об опасном жилье сообщила на горячую линию.
– Все соседи по нашему стояку тогда опасались, что на первом этаже может произойти утечка газа, и у нас рванет так же, как на Высотной, – рассказывает женщина. – В администрации обещали с каждым случаем разобраться индивидуально, заставить собственников вернуть помещение в первоначальный вид. Но до сих пор ничего не сделано.
В департаменте городского хозяйства администрации Красноярска отмечают: та работа, может, и была не видна, но имела результат – каждое из 600 обращений, поступивших на горячие линии, проверено. Перепланировка части квартир оказалась оформленной по закону – согласована с инженерными службами. Выявление незаконных переделок продолжается и сегодня.
«С 2011-го по август 2014 года было выявлено 492 самовольно перепланированных жилых помещения, – пишет на запрос «НКК» департамент городского хозяйства. – 121 из них – гостиничного типа, девять переделаны под нежилое – для магазинов и офисов». Вернуть жилье в первоначальный вид администрация требовала в суде. Не выполнили решение суда 64 собственника – с ними работали судебные приставы. Тогда же, по информации городской администрации, в районные суды Красноярска пошли собственники с заявлениями о сохранении помещений в перепланированном виде. Из 131 иска только три не удовлетворены.
Кстати, как выяснил «НКК», в квартире на улице Тотмина, вызывавшей сомнения у соседей, в мае 2015 года газовиками поставлена заглушка на трубу. Собственники прошли все согласования. Так что переделка уже не представляет опасности.
За первое полугодие 2016 года в городе выявлено 108 неофициальных переделок, в суд направлено 56 исков с требованием привести жилье в первоначальное состояние, 17 удовлетворено.
Тихая охота на незаконщиков ведется с двух сторон. Выявляют таковых и специалисты Красноярсккрайгаза при плановых проверках. Ими нынче зафиксировано 347 самовольных отключений, 110 из них – при несогласованных перепланировках. Вся информация передается в стройнадзор и районные администрации. И они выходят с исками в суд.
– Эту работу мы начали в 2015 году, – рассказывает руководитель юридической службы АО «Красноярсккрайгаз» Екатерина Немцева.
Уже создали в России практику об обязанности граждан заключать договоры на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Обращаемся в прокуратуру, а она выходит с иском в суд. Нынче вынесено 212 решений, обязывающих граждан заключить договор на ТО, 19 – вернуть в первоначальное состояние самовольно отключенное оборудование.
Эти жесткие меры применяются к тем, кто уже несколько лет не позволяет газовщикам взглянуть на свои трубопроводы и плиты. Такие квартиры представляют опасность. В первую очередь для их жильцов. Газоводы – не игрушка.