Событие, на первый взгляд, не самое выдающееся, на фоне известной всемирной напасти внушает особый оптимизм – хотя бы потому, что жизнь продолжается… Каким будет новый сезон – об этом читателям НКК рассказывает директор театра Татьяна Попова.
— Татьяна Владимировна, начнем с ожидаемого вопроса: как пережили ограничения, связанные с пандемией? Театр ведь на «удаленку» не переведешь.
— В том числе и поэтому мы столкнулись с целым ворохом проблем, о которых в прежние времена даже не подозревали. Привычный рабочий процесс был нарушен, от некоторых задумок пришлось отказаться, сорвались гастроли, театр фактически остался без главного режиссера, возникли финансовые трудности, и вообще очень многое пошло не так… Но все же сделаю акцент на другом: мы выбрались из этой совершенно нетипичной ситуации и начали новый сезон только благодаря энтузиазму всех без исключения работников театра. И еще благодаря нашим зрителям, ожидания которых мы не могли, не имели права обмануть. Мы подготовились к встрече с ними и обновили театральные кресла в зрительном зале, приобрели новый микроавтобус для организации выездных и гастрольных спектаклей в рамках федерального партийного проекта «Культура малой родины». Также хотелось отметить поддержку министерства культуры края и лично министра Аркадия Зинова.
— Традиционно в начале сезона театр стремится чем-то удивить зрителя…
— Да, и на этот раз мы традиции не изменяем. Открытие сезона ознаменовано сразу двумя премьерами. Одна из них совершенно необычна и для нас – это кукольный интернет-мюзикл «Есть ли жизнь в offline», который поставила молодой режиссер из Калининграда Наталия Степаненко. Спектакль предназначен для детей старше девяти лет, но фактически он может быть интересен всем, поскольку затрагивает одну из главных проблем наших дней – «эмиграцию» человека из реальной жизни в виртуальную. Не буду пересказывать содержание, скажу лишь, что, на мой взгляд, главное послание этого спектакля – оторваться от гаджета и увидеть красоту подлинной, реальной жизни – попало в самую точку. И не только потому, что постановка была тепло принята зрителями, но и судя по отзывам, которые они оставляют. Один из них даже процитирую: «В каждой сцене я узнавала себя. Да-да, мне было стыдно, что я очень много живу online, пропуская жизнь мимо, не замечая таких простых, но прекрасных вещей вокруг, обделяя вниманием собственного ребёнка… Буду стараться исправить ситуацию и непременно пойду на этот чудесный мюзикл ещё раз как минимум!» Еще одна премьера — спектакль «Сказок полный чемодан», который поставил режиссер из Санкт-Петербурга, член гильдии кукловодов Нью-Йорка Леонид Кондаков. Одна из особенностей этой постановки в том, что дети сочиняют историю вместе с артистами, а исполняют ее марионетки – кстати, довольно редкий для нашего театра вид кукол. А самое главное, спектакль является составной частью арт-терапевтического проекта «Кукла лечит». В рамках этого проекта Леонид Кондаков уже проводил в прошлом году несколько благотворительных выступлений в отделении онкологии краевой клинической детской больницы и противотуберкулезном санатории «Пионерская речка». Конечно, кукла – не доктор, но бывает, что для выздоровления ребёнку не хватает самой малости – хорошего настроения, смеха, волшебства. Кроме этого, эти два новых спектакля поставлены в рамках федерального партийного проекта «Культура малой родины», благодаря которому ежегодно выделяется финансирование на постановки спектаклей и обновление материально-технической базы театра.
— Театр продолжит участвовать в фестивалях, конкурсах и лабораториях?
— Безусловно. Мы и сейчас в них участвуем, причем не без успеха. Спектакль «Егоркина былина», который на нашей сцене поставил главный режиссер Санкт-Петербургского Большого театра кукол Руслан Кудашов, вошел в конкурсную программу международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий». В Екатеринбурге театру по решению экспертного жюри была вручена одна из основных наград – «За воплощение поэзии Александра Башлачева средствами театра кукол». Поездка на фестиваль стала возможной благодаря грантовой поддержке Союза театральных деятелей России. Со спектаклем «Я – кулак. Я – А-Н-Н-А» театр вошел в конкурсную программу двух престижных театральных форумов — фестиваля молодой режиссуры «Артмиграция – детям» и в программу III Международного большого детского фестиваля. Правда, в связи с пандемией фестиваль «Артмиграция» перенесен на 2021 год, а БДФ пройдет в онлайн-формате. И теперь мы готовим телеверсию спектакля для проката его в режиме онлайн при поддержке Фонда поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова. Проект творческой лаборатории «Кукла. Образ. Театр» (КОТ) – любимый наш проект. В этом году лаборатория проходит в закрытом формате под руководством Яны Туминой – известного российского режиссера, доцента кафедры актерского мастерства и режиссуры театра кукол РГИСИ, неоднократного лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Общение труппы с таким ярким режиссером, педагогом с большой буквы, дает очень большой импульс для развития труппы в целом.
— Сцена Красноярского театра кукол всегда гостеприимна, и сам театр гастролирует. Каковы гастрольные планы?
— Действительно, мы активно сотрудничаем с многими творческими коллективами. Благодаря федеральной программе «Большие гастроли для детей и молодежи» при поддержке Министерства культуры РФ и министерства культуры края в Красноярск ежегодно приезжают театры кукол из Астрахани, Рязани, Омска и других городов страны. А на 80-летний юбилей в 2018 году стали возможны и гастроли Государственного академического центрального театра кукол имени Сергея Образцова. Очень тесные связи у нашего театра с Большим театром кукол. Главный режиссер БТК Руслан Кудашов, помимо «Егоркиной былины», поставил на нашей сцене спектакль «Хармс», который стал номинантом национальной премии «Золотая маска», и у нас же работали его ученики — Екатерина Ложкина-Белевич поставила «Колыбельную для мышонка», Денис Казачук — «Рождество», Максим Морозов и Михаил Кулишкин поставили спектакль «Папины истории», Алёна Волкова «Ужасно скрипучая дверь», волшебную музыкальную историю для детей и взрослых об одиночестве и новой жизни по сказке современного писателя Евгения Клюева. На нынешний год были запланированы большие обменные гастроли с Санкт-Петербургским Большим театром кукол, которые в связи с пандемией пришлось отменить. Надеемся, что проект состоится с 1 по 7 мая 2021 года. В афише гастролей будут спектакли как для детей, так и для взрослых. В июне ждем в гости Пензенский областной театр кукол. Сами же, помимо гастролей в северной столице, собираемся выступить и на нашем Крайнем Севере, покажем свои спектакли жителям Туруханского района, а также Норильска, Кайеркана, Талнаха и Дудинки.
— Две премьеры, о которых вы рассказали, наверняка не единственные в новом сезоне?
— Конечно. В следующем году мы также продолжим уделять внимание молодой режиссуре. На май-июнь запланирована премьера спектакля «Самые добрые в мире» режиссера Юлии Каландаришвили, уже знакомой красноярскому зрителю по постановке «Я – кулак. Я – А-Н-Н-А». Александр Хромов, который в нашем театре поставил два бэби-спектакля – «День и ночь» и «Круглый год», тоже будет приглашен на новую постановку. Кроме того, в следующем году будут осуществлять постановки такие известные режиссеры, как Александр Янушкевич из Минска, Анна Иванова-Брашинская из Санкт-Петербурга, Сергей Иванников из Томска. Словом, планы у нас обширные. Остается только надеяться, что никакие внешние обстоятельства нам на этот раз не помешают, а во всем остальном – прежде всего, имею в виду коллектив театра – я уверена.