«В Крыму с рабочей поездкой находится президент Владимир Путин…» Сейчас, спустя несколько месяцев, уже можно подвести первые итоги работы в новых субъектах Российской Федерации. Изменения уже произошли, и они поистине радикальные… Уже смешно даже вспоминать о «провальном» сезоне. А ведь когда я в конце мая взяла билет на самолет, было немало людей, которые пытались остановить. Но я планировала поездку в Крым давно: с момента последней прошло целых три года. Критическое время для тех, кто даже во сне чувствует запах нагретой на солнце травы с вершины Ай-Петри… Крым я любила всегда.
***
Прямых авиарейсов в Крым из Красноярска не было уже давно. Только с пересадкой в Москве. Я, как обычно, бронирую билеты на сайте «Аэрофлота». Стоимость – немногим более 18 тысяч рублей. На сайте «Росавиации» уже несколько недель выложен проект субсидирования авиаперевозок, но ответов на вопросы о льготных билетах пока не может дать никто. Прилетая в Симферополь, испытываешь легкое негодование: в расписании аэропорта значатся прямые рейсы даже из Череповца, не говоря уже об Екатеринбурге, Тюмени, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге… Из Москвы – вообще едва ли не каждые полчаса. Выходя из терминала, внимательно оглядываюсь по сторонам: где танки или хотя бы люди с автоматами? Нет никого, кроме таксистов и встречающих. Рядом стоит женщина, предлагающая купить сим-карты. Пока еще украинских операторов.
***
Редкий турист задерживается в Симферополе, а зря. Да, моря здесь нет, но посмотреть явно есть на что. Именно здесь находится Центральный музей Тавриды, экспозиции которого охватывают фактически всю удивительную историю полуострова. Есть коллекция археологических изделий из драгоценных металлов, лапидарий. В центре города – Художественный музей с удивительной для небольшого городка коллекцией И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, В. А. Серова. Европейский фарфор конца XVIII века. Ну когда я еще увижу фирменное клеймо мейсенского фарфора, который в том числе заказывали Карл Фаберже и Екатерина Вторая, – вот эти синие перекрещенные шпаги? Роскошь местного музея объясняется очень просто – более ста лет на Южном побережье Крыма отдыхали представители династии Романовых, а многие влиятельные и знатные люди Российской империи того времени имели здесь свои дворцы. После революции имущество было национализировано. И хотя во время оккупации немцы вывозили коллекции ящиками, часть экспозиции удалось восстановить. Здесь же, в нескольких остановках, Свято-Троицкий женский монастырь, где хранятся мощи известного всем красноярцам архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Именно сюда, на улицу Одесскую, приезжает множество паломников в надежде на исцеление… Я стою на площади с билетом до Ялты и уже в который раз думаю: ну как все успеть? Словно издеваясь, мимо проезжает местный автобус с завораживающей табличкой: «Ж/д вокзал – Неаполь Скифский».
***
Жилье в Крыму можно снять за считаные минуты. Выбор огромный: от крошечных комнаток за 500 рублей до номеров в отеле «Ялта-Интурист» за 8 тыс. рублей посуточно в разгар сезона. Я останавливаю свой выбор на мини-гостинице с невероятным видом на море и синеватые горы. Из открытого настежь окна порыв ветра забрасывает в номер какую-то невероятную смесь цветочных духов: внизу – розы, азалии и еще какие-то неизвестные мне кустарники. Неудивительно, что радушный хозяин то и дело предлагает своим постояльцам к чаю душистый мед с собственной пасеки.
***
Очевиднейшее преимущество присоединения Крыма для туристов, помимо всех остальных, – возможность рассчитываться рублями напрямую. Правда, последних в обращении еще маловато: обычным делом было, рассчитываясь в магазине рублевой купюрой, получить сдачу с изображением Ивана Мазепы или другим, не менее известным, лидером Украины. Купюр мелкого номинала, не говоря уже об обычных российских монетах, здесь фактически нет. Первый день лета в магазинах, рынках и маршрутных такси ожидали с беспокойством: с 1 июня вступает в силу запрет на обращение гривны на полуострове. Новость на местном интернет-ресурсе о том, что «в Крым прилетело несколько самолетов с российской мелочью» я прочла не без улыбки. Оказалось, зря. Ситуация была совсем не смешной: «рублей» и «пятаков» катастрофически не хватало. В супермаркетах возле касс предусмотрительно был выставлен ассортимент «на сдачу» – бумажные платочки, влажные салфетки, спички, зажигалки, жевательная резинка. В некоторых магазинах можно было отстоять очередь и… оставить часть товаров у кассы: их не могли продать просто потому, что неизвестно, сколько же они стоят в рублях. Местные жители сокрушались: в пересчете на новую валюту товар оказывался более дорогим. Оставалось надеяться, что их душевное спокойствие никогда не нарушит информация о том, сколько вот такая бутылка растительного масла или же килограмм сарделек неизмеримо худшего качества стоят в Красноярске. В первое время я просто не могла понять, как можно купить столько еды за сумму, которую дома хватило бы на пару скудных обедов в очень скромной столовой. А вино? Настоящее, не порошковое? Бутылка инкермановского завода, что в нескольких километрах от Севастополя, здесь стояла на полках с таким ценником, что я на несколько минут впала в настоящий ступор: да, понятно, что у нас она должна стоить дороже, но не в 3,5 раза! В этом же супермаркете я несколько минут любовалась в аквариуме красавцем осетром за 800 рублей килограмм и купила небольшую упаковку голубики из Финляндии. Слухи о голоде в Крыму явно были несколько преувеличены.
***
Да, Крым такой же, как и несколько лет назад. Но забыть о том, что в нескольких сотнях километров идет настоящая война, вряд ли получится. На улицах в палатках идет сбор медикаментов и денег для юго-востока Украины. Приезжают беженцы. Крымчане несут игрушки, одежду, пытаются найти вакансии для бывших соотечественников, хотя это не так и просто. В автобусах, на улицах, в магазинах знакомые и совершенно незнакомые люди, переговариваясь, пытаются понять: как такое вообще может происходить в XXI веке? Осматривая достопримечательности, слышу, как экскурсовод негромко рассказывает знакомой: «Вчера сестра мужа приехала в одном платье. Нет документов, вообще ничего нет: начали бомбить, побежала в подвал с дочкой, выходит – а дома уже нет. Одни развалины». Отчаяние от того, что происходит на Украине, воспринимается особенно остро по понятной причине: Крым чудом избежал подобного сценария. Неудивительно, что о В. Путине говорят с придыханием. Как-то на рынке я замечаю целую галерею фотоснимков президента – на отдыхе, в рабочем кабинете, с собакой… Спрашиваю: «Берут?» Женщина удивленно оборачивается: «Его? Расхватывают, как горячие пирожки!»
***
Парадоксально, но за несколько дней отдыха в Крыму можно узнать о родной стране больше, чем за все время обучения в школе и вузе. Наверное, причина в том, что именно здесь есть возможность прикоснуться к первоисточникам: одно дело прочитать о каком-то там эпизоде из жизни императора в скучном учебнике и совсем другое дело – рассматривать подлинные документы в его рабочем кабинете. Чего стоят только маршруты местных туроператоров! Ливадийский дворец семьи Николая Романова. «Белая дача» А. Чехова. Посещение дома-музея И. Айвазовского. Музей М. Волошина в Коктебеле. Музей Ивана Шмелева. Дворец новороссийского генерал-губернатора Михаила Воронцова в Алупке. На листовке – около 80 разнообразных маршрутов, а ведь, если смотреть на полуостров глазами жителя второго по величине региона в стране, он кажется таким крохотным! Но я как завороженная уже который год, приезжая, в первую очередь, «отодвигая» и сказочный по красоте Никитский ботанический сад, и Евпаторию с ее двухэтажными, почти «лондонскими» автобусами, и обсерваторию в Симеизе, еду в Севастополь. Да, Крым прекрасен везде. Но только в этом городе почему-то ощущаешь удивительное чувство гармонии с окружающим миром. Здесь есть возможность вырваться из «скафандра» ценностей и условностей, насильно привитых обществом, и путешествовать во времени, выбирая то, где тебе больше всего комфортно.
…Я неспешно прохожу по главным улицам города. Вот она, легендарная площадь Нахимова. Мимо проходят смеющиеся пары. Вот малыш в коляске требовательно тянет ручку за ярко-малиновой сладкой ватой. Неужели именно здесь, вот на этом самом месте, всего несколько месяцев назад стояли тысячи людей с плакатами, готовые на все, собирающиеся «оборонять город», как и их предки во времена двух войн, до последнего? Ничто больше не напоминает об этом времени. Тихо. С набережной видны прогулочные катера: отправляется очередная экскурсия по бухтам Севастополя. Как же не хочется уезжать! И вообще никуда не хочется. Ни в одно место земного шара. Так стоять бы и стоять здесь, у нагретой солнцем площади, и смотреть, как морская вода вспыхивает солнечными бликами там, внизу, между пролетами мраморной колоннады.