Среди автомобилистов Красноярска существует поговорка: «Вместе со снегом сошел асфальт». Отчасти это верно. Именно весной после таяния снега и льда на дорожном полотне образуются глубокие выбоины, которые порой калечат транспорт.
В 2017 году в 38 регионах страны, в том числе и Красноярском крае, стартовал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Цель его – улучшить состояние дорожной инфраструктуры крупных агломераций. К 2024 году в нормативное состояние будут приведены 85 процентов дорожной сети, а также вдвое сократится количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
Первые три года существования нацпроекта акцент делался на ремонте улично-дорожной сети, повышении ее безопасности. С 2017 года в Красноярске отремонтировано уже более 170 км дорог.
В каком состоянии пребывают улицы, одними из первых попавшие в нацпроект и капитально отремонтированные в 2017 году, проверили общественники «Общероссийского народного фронта».
Нарушения по плану
Свой рейд общественники начали с центра Красноярска. Улица Дубровинского идет по набережной Енисея, это в буквальном смысле «лицо» Красноярска. Только со стороны кажется, что все на дороге гладко. Общественные дорожные инспекторы ОНФ обнаружили здесь немало недостатков.
Возле Дворца бракосочетаний сделали красивую разметку в виде сердечек, но чуть сворачиваешь от ЗАГСа в сторону набережной, и вот – недоделки, которые за четыре года эксплуатации существенно подпортили столичное «лицо».
На повороте асфальтовое покрытие почти на полметра не доходит до существующих бордюров, в результате разрушается и осыпается под колесами автомобилей. Посреди проезжей части трещины, а на противоположной стороне в ряду гранитных бордюрных камней образовалась щербина – часть ограждения разрушилась. Вроде ничего страшного, но это придает улице неопрятный вид.
В рейд с общественниками отправились сотрудники управления дорог, инфраструктуры и благоустройства Красноярска. Все замечания они брали на карандаш.
– Трещины, образовавшиеся от перепадов температуры, нынче прольют. Информацию об отсутствии бордюра передадим в отдел содержания дорог, включат в план ремонта, – отчитывался начальник отдела технического надзора за капитальным ремонтом и содержанием улично-дорожной сети МКУ «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» Вячеслав Аржевикин.
А вот асфальт, который не дотянули до бордюров, уложили по существующему плану. По контракту учитывались площадь покрытия проезжей части и границы предполагаемой застройки. В итоге застройка так и не появилась, а асфальт уже крошится.
Когда латалась эта часть дороги, в Красноярске еще не было практики по подготовке проекта будущего ремонта дороги. Как говорят эксперты ОНФ, из-за этого заказчик выставлял на торги общую площадь полотна или выбоин, которые необходимо заделать. Вот и получалось: сверх указанной площади можно не асфальтировать, пусть даже до бордюра полметра.
Сейчас общественники ОНФ добились: с 2019 года работы выполняются только по проекту, в котором указана каждая выбоина, каждая неровность дороги. И пусть на составление проекта требуются дополнительные деньги и время, дороги после ремонтных работ не будут зиять ямами и недоделками.
Мост проблем
Следующая остановка дорожной инспекции ОНФ – Коммунальный мост. Это сооружение знают и очень не любят все автомобилисты. Почему? Все дело в ямах и деформационных швах, которые выпирают из проезжей части.
Специалисты УДИБ отмечают: мост давно нуждается в капитальном ремонте, но пока проводить его не предполагается.
Ремонт Коммунального моста, как и улицы Дубровинского, начался в 2017 году. Провести его планировалось в два этапа: в 2017 году подрядчик – строительная компания «Сибиряк» – должен был сделать часть дороги над Абаканской протокой, а в 2018 году переместиться ближе к левому берегу. Но уже в 2017 году контракт с «Сибиряком» расторгли: работы были выполнены некачественно.
– Дорожное полотно не приняли у подрядчика, и работы частично не оплатили, – рассказывает специалист МКУ «УДИБ» Олеся Кочерова. – Сейчас мост латают в рамках содержания дорог. В 2021 году уже провели ямочный ремонт, струйником обработали самые аварийно опасные участки. Также в этом году планируется ремонт деформационных швов на Коммунальном мосту. Его сделают в рамках содержания.
Сотрудники управления дорог, инфраструктуры и благоустройства обещают: нынче на Коммунальном мосту постараются ликвидировать все аварийно опасные участки, насколько это возможно без перекрытия движения и создания пробок.
Ждем сигнала!
Первый выезд с кольца на Предмостной площади – улица Гладкова. Она идет параллельно новой правобережной набережной. И тоже очень востребована горожанами. Но в каком она состоянии! Выбоина на выбоине. Перед гостиницей «Амакс» машине приходится ехать с большой осторожностью.
Дорога эта не ремонтировалась уже много лет, и сейчас в план капремонта не внесена.
– В 2021 году в план комплексного ремонта улица Гладкова не вошла, – поясняет Вячеслав Аржевикин. – Специалисты обследуют ее и в случае выявления значительных дефектов устранят их в рамках содержания.
Впрочем, дефекты эти видны невооруженным глазом. Хорошо бы, заметили их и специалисты МКУ «УДИБ», которые каждую весну и лето выходят на обследование городских дорог.
Кстати, мотивом для ремонта улицы может стать сигнал в управление дорог, инфраструктуры и благоустройства. Поступают сообщения о плохой дорожной сети из разных источников: ГИБДД, ОНФ, от жителей Красноярска.
Чтобы сообщить дорожникам о замеченных ямах и разрушениях на улицах города, можно позвонить по телефону 005 или связаться с МКУ «УДИБ» в социальных сетях. Например, написать в «Инстаграм» (mky_udib).
Кстати, сюда же можно сообщить о незаделанных вырубках асфальта, которые остались после исследования качества асфальтобетонной смеси. По правилам подрядчик должен их тут же заделать. Но не всегда исполняет эту норму.
На переднем фронте
В столице края достаточно дорог, которые требуют ремонта. В Красноярском отделении «Общероссийского народного фронта» существует штат общественных дорожных инспекторов, которые проходят обучение и самостоятельно проверяют качество асфальтового покрытия на улицах города.
В этом году отличительные бейджи получили 40 общественников. Они имеют право указывать подрядчику на его незаконные действия. Например, если дорога асфальтируется в дождь. Фотографировать нарушение и сообщать о нем в общий чат, в котором присутствуют и специалисты управления дорог, инфраструктуры и благоустройства города. Сообщения общественников становятся поводом для проведения проверок этим ведомством и принятия необходимых мер.
Может сообщить о плохом качестве дорог по всему краю и обычный гражданин. Для этого нужно оставить заявку на сайте «Карта убитых дорог» dorogi-onf.ru, а также сообщить в ОНФ по Красноярскому краю на электронную почту onf24@mail.ru или в соцсети общественников. К сообщению необходимо прикрепить фотографию разбитого участка дороги и сообщить адрес, где он находится. После этого активисты дорожной инспекции выедут на место, убедятся в существовании проблемы и передадут заявку в соответствующее ведомство.
Фото Олега КУЗЬМИНА