Позвонил недавно старый знакомый из другого города, с которым лет пять не виделись, общаемся по телефону да по скайпу. Грустным голосом сообщил, что выдал дочь замуж, закатив шикарную свадьбу в лучшем ресторане.
– Дорого… – вздыхал приятель. – Лимузины, ресторан, тамада, фотограф, то, се… Двести гостей было. 750 тысяч рэ как одна копейка. И это по нынешним временам, ты знаешь, скромно так уложились…
– Скоко-скоко?! – говорю. – Да ты в своем ли уме? Кризис на дворе. На какие шиши?! Ты же недавно жаловался, что денег ни на что не хватает, спрашивал, где подработку найти?
– Ну пришлось кредит взять, тещину дачу продали…
– Зачем?!
– Как – зачем? Дочь-то у меня одна. И свадьба бывает раз в жизни. Хотелось, чтобы она ей запомнилась. Что мы, нищеброды?
– Со стороны жениха взносов не было?
– Да какой там… Он из многодетной семьи, отец умер, мать их одна растила, там вообще голяк.
– А ты, значит, из семейства Онассисов? Не думал, что детям эта свадьба нужна как зайцу стоп-сигнал? Смотреть на двести полузнакомых физиономий, которые пришли попить-пожрать на халяву и поскакать под Надежду Кадышеву… Конкурсы эти идиотские… Нельзя было просто в загсе расписаться, обменяться кольцами, потом тихо отправиться на такси в какой-нибудь уютный ресторанчик и отпраздновать в узком семейном кругу? В крайнем случае на четверть этих денег отправить молодых в свадебное путешествие на недельку? В Прагу или даже в Париж… Если так хочется, чтоб запомнилось. Теперь будешь до пенсии долги отдавать.
– Ладно, не надо учить меня жить.
Распрощались холодно. Теперь не скоро позвонит. Обиделся.
Пусть скажет спасибо, что дураком не назвал. А надо бы.
Они оба с женой бюджетники. Он журналист в муниципальной газете, она режиссер в какой-то убогой местной телекомпании. Концы с концами еле сводят. Дочь училась в университете на платном, пять лет каждую копейку ей отдавали. Забыли, когда ездили в отпуск. Теперь еще младшего сына нужно поднимать, тоже поступил в вуз. А они – свадьбу за 750 «косарей». Чтобы все как у людей. Как у богатых.
Правда, мой приятель, как и я, – обрусевший молдаванин. А это многое объясняет. Есть у нашего народа такая национальная черта – жить, пуская пыль в глаза. Любимая присказка у молдаван: «Что люди скажут?» Вот и лезут из шкуры, чтобы люди не подумали, что у тебя вечно денег до получки не хватает.
Правда, я от этого недостатка в Сибири избавился, мне в голову не придет покупать себе модную тряпку стоимостью в две зарплаты, чтоб «не хуже, чем у людей». Или ездить по заграницам в кредит. А он, значит, не избавился.
Впрочем, не будем обижать трудолюбивых молдаван. Есть такая черта и у русских – жить не по средствам, тратя больше, чем зарабатываешь. Вся страна по уши в кредитах. Да ладно бы брали на что-то, без чего не прожить, – на квартиру или лечение от серьезной болезни. Нет же, на «приличную» машину! Потому что ездить на «Калине» – это «себя не уважать». А зарабатывать жалких 30–40 тысяч в месяц и половину отдавать за кусок железа – это апофеоз самоуважения? Или верх ума – купить в квартиру мебель стоимостью в две годовые зарплаты семьи, а потом последний хрен без соли доедать? Видел я и таких нищебродов.
Читал недавно в интернетах откровения простых французов о том, как они живут на самом деле. Некоторые наши сограждане думают, что обитатели европ как сыр в масле катаются, все отдыхают по ниццам да куршавелям, и у каждого собственная яхта.
Черта с два. Француз прижимист, экономен, привык считать каждый евроцент. Зарплата в две тысячи евро считается во Франции весьма приличной. Но остается от нее после уплаты налогов, «коммуналки», телефона, парковки, медицинских страховок и кучи других обязательных платежей 600–700 евро. Вот и живи на них месяц – питайся, одевайся, откладывай на отпуск. Чтобы там мелкий клерк со скромной зарплатой ездил на тачке в 250 «лошадей» и за 20 тыщ евриков?
Нет, он купит себе самую маленькую, самую экономичную «пежошку», лишь бы до работы на ней добираться, за бензин и страховки меньше платить.
Лягушатники, что с них взять? То ли дело мы, русские люди! Нас никакими кризисами и падением курса рубля не сломаешь, не убьешь. Гуляй, рванина! Даст бог день, даст и пищу. Широкая у нас душа, бесшабашный характер…