Обсуждение основного финансового плана на сессии предваряли публичные слушания, которые Законодательное собрание провело в конце прошлой недели. Как заметил спикер краевого парламента Александр Усс, раньше на слушаниях говорилось больше о проблемных зонах, на разрешение которых нужны все новые и новые средства. А сегодня речь идет в основном об экономии, о максимально рачительном использовании того, что имеется в распоряжении края.
Масштабные планы
В следующем году предусмотрена индексация зарплаты работникам бюджетной сферы на 7 %, намечены масштабные планы по капитальному ремонту и укреплению материально-технической базы учреждений, на 1 млрд рублей увеличен дорожный фонд. Кроме того, продолжится программа по переселению граждан из аварийного жилья.
– В целом на реализацию майских указов президента заложено 45 млрд рублей, – сообщил депутатам министр финансов края Владимир Бахарь.
Затем сессия приступила к обсуждению законопроекта. Первым попросил слова Николай Креминский:
– Наметилась тенденция получения муниципалитетами бюджетных кредитов. Под какие проценты они выдаются?
Владимир Викторович пояснил, что кредиты эти являются беспроцентными. Как правило, они используются, когда надо срочно решить какую-то значимую проблему. Не всегда краевые власти «прощают» заимствования муниципалитетам, но и такая практика в рамках межбюджетных отношений происходит регулярно.
– Предусматривается ли дополнительная помощь детям войны? – спросил парламентарий Владимир Бедарев.
Ответ последовал такой: средства на реализацию закона «О мерах социальной поддержки детей защитников Отечества, погибших в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года» в трехлетнем периоде предусмотрены. Что касается дополнительной помощи, то вопрос необходимо проработать законодательно (к слову, краевой парламент сейчас обсуждает данную тему, об этом тоже шла речь на сессии).
– У вас есть понимание того, как будет решаться вопрос о поддержке садоводческой деятельности и о восстановлении гидротехнического сооружения в Емельяновском районе? – обозначил конкретные темы Артем Черных.
Владимир Бахарь сообщил, что на дороги для садоводов предусмотрено в бюджете 30 млн рублей. Что касается других форм поддержки, то они найдут отражение в рамках существующих программ. В Емельяновском районе, как оказалось, вопрос упирается в проектно-сметную документацию, которую никак не могут профинансировать районные власти.
Свое мнение по законопроекту выразили руководители профильных комитетов. Председатель комитета по здравоохранению и социальной политике Юрий Данильченко поблагодарил губернатора за возможность провести «нулевое» чтение и сказал, что благодаря этому на медицину было дополнительно выделено 600 млн рублей.
Председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Анатолий Матюшенко попросил органы исполнительной власти рассмотреть возможность увеличения финансирования по программе модернизации и реформирования ЖКХ, а также изыскать средства на программу «Чистая вода». Председатель комитета по бюджету и экономической политике Андрей Самохин предложил провести ревизию начатых строек, которых в регионе насчитывается 200.
Слабое место
Вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества, руководитель фракции «Единая Россия» Алексей Клешко также дал оценку бюджету. Он обратил внимание на необходимость усиления социальной сферы, модернизации школ, продолжения строительства детских садов, заострил тему оздоровления муниципальных финансов и рекомендовал главам вовремя рассчитываться с предпринимателями, поскольку иначе разговоры о поддержке бизнеса «выглядят бутафорией».
Руководитель фракции КПРФ Петр Медведев сказал, что для повышения экономических показателей необходимо развивать производственную сферу, и привел в пример советский опыт. А Павел Семизоров (ЛДПР) отметил, что темпы инфляции намного выше, чем темпы повышения заработной платы. «У нас уже одна пятая часть населения края существует ниже уровня прожиточного минимума!» – возмутился Павел Викторович и предложил выработать рекомендацию федеральным органам власти – умерить аппетиты компаний по росту жилищно-коммунальных тарифов.
– В чем самое слабое место бюджета? – задался вопросом вице-спикер краевого парламента Всеволод Севастьянов. – В отсутствие стратегии социально-экономического развития, комплексного развития территорий мы не можем понять, в каком направлении он является полезным. То, что нет ясного пути, по-прежнему слабое место нашего бюджета.
В пример Всеволод Николаевич привел АПК, где вновь обострилась проблема с обновлением техники. Также парламентарий обратил внимание на необходимость комплексного развития сельских территорий. В противном случае люди будут уезжать из деревни.
После этого слово было предоставлено губернатору Виктору Толоконскому. Он поблагодарил депутатов за совместную работу над бюджетом, еще раз напомнил об условиях, в которых формировался этот важнейший документ, обозначил цели и задачи бюджетной политики и рассказал о наиболее значимых направлениях расходов.
По итогам голосования подавляющее большинство депутатов высказались за принятие краевого бюджета в первом чтении.
Александр УСС, председатель Законодательного собрания края
Говоря о бюджетном процессе, отмечу, что у нас формируется традиция «нулевого» чтения: бюджет «обретает свое бытие», попадает в стены краевого парламента еще до голосования. Мы проводим встречу с губернатором и нашими коллегами из исполнительной власти для того, чтобы обменяться первыми предварительными впечатлениями по основному финансовому документу региона. Такая встреча с губернатором состоялась в очередной раз в октябре, ее итогом явилось изменение бюджета на сумму 1 млрд 200 млн рублей, которое инициировал сам губернатор, выслушав предложения депутатов. Поэтому, когда сегодня мы говорили о поправке исполнительной власти края на общую сумму свыше 6 млрд рублей, по факту мы имеем в виду, что краевое наполнение этой поправки является результатом усилий депутатского корпуса.
В целом законодательство, которое сегодня действует, предопределяет необходимость принятия понятных перспектив использования финансовых средств по трем основным блокам. Это образование (порядка 50 млрд рублей); здравоохранение (свыше 30 млрд); социальная поддержка населения (около 35 млрд рублей).
На строительство детских садов мы планируем выделить порядка 900 млн рублей, чуть меньшую сумму – 800 млн рублей – составят субсидии муниципальным образованиям на ввод в эксплуатацию детских дошкольных учреждений.
Следующий год будет годом масштабного развертывания строительства объектов универсиады, а также обновления краевого центра. Судя по всему, уже в первом квартале мы будем настроены на то, чтобы пересмотреть бюджет в пользу города Красноярска. Речь идет и об изменении облика набережной Енисея, и о переходе к более современному освещению улиц, и о покраске фасадов – словом, обо всем том, чего требует современный город. Думаю, что в ближайший месяц, максимум через два, подсчет первой части затрат, которые для этого необходимы, завершится, и с учетом этого мы будем корректировать главный финансовый документ края.