От Минусинской котловины до Ледовитого океана раскинулось Красноярье. В этом году ему исполнится 85 лет. Наверняка, найдется немного красноярцев, которые могут уверенно сказать: я хорошо знаю место, где живу, его прошлое и настоящее. Поэтому мы приглашаем читателей отправиться с нами в большое путешествие. Наши журналисты побывают во всех районах, самых отдаленных уголках региона, чтобы создать на страницах НКК портрет края.
7 декабря 2019 года исполнится 85 лет со дня образования Красноярского края. По случаю такого рода юбилеев принято говорить о неисчислимых природных богатствах – и они, безусловно, наше большое преимущество. Но есть еще одно сокровище, о котором нельзя забывать: 85 лет – целая бездна пережитого нами, нашими отцами, дедами; это великое множество историй – давних или новых.
Так уж устроен нынешним мир: человек всегда в курсе того, что творится в других, иногда далеких странах, но часто не знает, что происходило и происходит рядом. Именно поэтому НКК предприняло Большое Путешествие. В течение всего юбилейного года наши корреспонденты побывают в каждом из районов края, включая самые отдаленные уголки, и расскажут от том, чем жила и живет наша земля и – самое лучшее производное от этого слова – наши земляки.
Все материалы мы будем в течение года, еженедельно, выкладывать на сайте. При этом найти их всегда можно будет в одном проекте «Портрет края».
Уяр: дорога жизни
Весной этого года Уярский район отметил два юбилея: 95-летие района и 75 лет с того времени, как поселок Уяр получил статус города районного подчинения.
На самом деле история жизни в тех краях имеет куда более глубокие корни. Правда, среди местных краеведов пока нет согласия, от какой даты вести отсчет. По первой версии, основателем Уяра стал отставной солдат Иван Талалеев, уроженец Симбирской губернии, построивший около 1760 года дом на глинистом берегу реки, то есть на яру.
По другой версии, история будущего Уяра начинается почти на 25 лет раньше – в 1735–1737 годах, когда началось строительство Московско-Сибирского тракта – самой большой в мире колесной дороги. Так на отрезке в 450 верст, вплоть до начала Иркутской губернии, появляются четыре станции – Кускун, Балай (нынешнее Никольское), Рыбное, Канск – восемь зимовий и около десятка новых поселений, или станков. Одно из них, построенное на берегу безымянной речки, получило название «У Яра». Следовательно, упомянутый Иван Талалеев пришел уже не на пустое место. К началу 80-х годов XVIII столетия появилась деревня Уярская на 30 дворов, которая со временем слилась с другим поселением – Преображенским.
Жизнь в том краю коренным образом оживила дорога – сначала Московский тракт, затем Транссиб. Эпохальное событие произошло 16 февраля 1897 года, когда на станцию Ольгино прибыл первый поезд. Промышленность появилась в 1926 году, когда начал работать завод по выпуску железобетонных изделий, затем в 1932-м открылся скотобойный цех – теперь это Уяржелезобетон и Уярский мясокомбинат, чья продукция является не только брендами района, но и всего края.
Уярский район в цифрах
Уярский район это: 10 муниципальных образований – 32 населенных пункта, 9 сельсоветов и 1 город
- Население – 20 921 человек
- Площадь – 2197 кв. км
- Административный центр – город Уяр
- Удаленность от Красноярска – 132 км
Экономика:
- Уярский мясокомбинат
- Уярский железобетонный комбинат
- Громадский щебеночный завод
- Уярский нефтеналивной терминал
- Железнодорожная станция Уяр