Как известно, в нынешнем году Минпромторг РФ решил прекратить программу утилизации отслуживших свой век автомобилей и трейд-инн. Что ждет владельцев автохлама?
Напомним, что впервые программа утилизации транспортных средств была запущена еще в 2012 году. Она была рассчитана на год, но правительство регулярно продлевало программу. Цель – поддержка отечественного автопроизводителя, а заодно и покупателя. Принцип действия устраивал и тех и других – сдаешь старое авто и получаешь скидку на новое. Величина субсидии варьировалась от 40 до 350 тысяч рублей.
Многие надеялись, что так будет и в 2018-м, но этого не случилось. Почему? Эксперты сходятся во мнении, что пик кризиса для российского автопрома миновал, и он не нуждается в искусственном стимулировании спроса со стороны государства.
Взамен покупателям предлагается целый пакет адресных программ. Некоторые из них были запущены еще в июне 2017 года – например, «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Тем, кто покупает машину впервые, а также семьям с двумя детьми и более предоставляется дополнительная единовременная скидка в размере 10 % стоимости автомобиля. Кроме того, начали действовать программы «Российский тягач», «Российский фермер», «Свое дело», предусматривающие льготы при покупке автотехники для сельхозпроизводителей, малых и средних предпринимателей.
По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, которые приводит РБК, в бюджете на 2018 год заложена сумма поддержки стимулирования спроса на автомобили в размере 24 млрд рублей, возможно, еще около 9,5 млрд будет выделено из Резервного фонда.
Что касается владельцев старых машин, то, по сути, их участь в связи с завершением госпрограммы утилизации изменяется не принципиально. Если до 2018 года субсидии выплачивало государство, то теперь это будут делать производители. Не все, конечно, но в списке предоставляющих такую услугу – АвтоВАЗ, ГАЗ, «Рено», «Киа», «Ниссан», «Шкода», «Форд» и др. – то есть практически все гиганты автопрома. Размеры скидки могут составлять на легковые автомобили от 40 до 175 тысяч рублей, причем чем меньше литраж – меньше скидка. Самый большой дисконт предусмотрен на автобусы и грузовики. Для этого надо снять автомобиль с учета в ГИБДД, доставить его в утилизационный пункт, собрать по договоренности с продавцом необходимый пакет документов. Возможен и такой вариант, что дилер сам возьмет на себя заботу проводить ваше безнадежное авто в последний путь.
Если же покупка новой машины в планах не значится и нужно просто избавиться от «убитого» дедушкиного «Москвича», оформленного на ваше имя, то задача упрощается. Поскольку в России утилизационный сбор с 2012 года взымается при таможенном оформлении машины, а с 2014-го его берут с производителей, то автомобиль примут бесплатно. Правда, если он не на ходу, придется потратиться на эвакуатор. Кроме того, как утверждают автоюристы, утилизатор может потребовать деньги за транспортное средство массой меньше 800 килограммов. В обоих случаях придется подписать договор об утилизации. Из документов понадобятся паспорт и обычные реквизиты машины – ПТС, СТС, номерные знаки.
Найти подходящий пункт утилизации совсем не сложно – только в Красноярске эту услугу оказывает около трех десятков автосалонов.
Кстати
По данным аналитического агентства «Автостат», Красноярск занял 7-е место по количеству машин на тысячу человек. Самым автомобилизированным городом стала Самара, где на 1 000 жителей приходится 334 легковых автомобиля. Далее по списку идут Санкт-Петербург (319), Воронеж (308), Москва (307), Казань (303), Екатеринбург (302) и Красноярск (293). В среднем по стране на 1 000 человек приходится 288 авто.
За 11 месяцев 2017 года красноярцы купили 45 520 автомобилей. Среди них новых – 7 398, подержанных – 38 122. Это 13-й показатель в стране. Первое место по понятным причинам принадлежит Москве.