Беседуя с ветераном боевых действий подполковником ФСБ РФ запаса СИЛИНЫМ, спросила, есть ли у него сын. «Да, – ответил Николай Васильевич, – сын Андрей, и у него уже сын и дочь, а у меня 11-летний внук и маленькая внучка. На поколение сына пришлись две чеченские войны, Сирия». На вопрос: «Где сейчас Андрей?» – ответил: «Где ж ему быть – на Украине в военно-воздушных войсках под Мариуполем. Мне важно было знать, насколько искренен был мой сын в своем решении, и я намекнул ему, что есть другие службы, где можно приложить свои знания, но он сразу пресек этот разговор. Я горд за него, разумеется, живу с душевной тревогой, но и со светлой надеждой».
Семейная традиция
Такое отношение к спецоперации офицера Силина, родившегося в семье кадрового военного, естественное. Его предки воевали за Отечество в Первую мировую войну, в Гражданскую, финскую. Отец Василий Силин, офицер, прошел всю Великую Отечественную войну, трижды ранен, воевал в составе пограничного полка, в том числе с бандеровцами на Западной Украине до 1954 года. Его сын, офицер Николай Силин, выполнял правительственное задание по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан с 1984 по 1986 год.
На мое замечание о необычной семье Силиных интернационалист сказал:
– Почти в каждой семье нашего многонационального государства есть защитники. Дедушка и отец скупо рассказывали о войнах, мне, подростку, трудно было понять, что они чувствовали. И только в зрелом возрасте, за два года в Афганистане, с пониманием ощутил войну.
Со своей будущей женой Николай познакомился во время учебы в Свердловском высшем военном училище. Вместе с другом тогда записался в городской кружок танцев, где увидел Нину – архитектора из Красноярска. Через два года сделал ей предложение, поехали в Красноярск. Николаю очень понравился город, могучий Енисей, природа. После окончания училища офицер Силин был направлен с семьей в пограничные войска КГБ СССР, в штаб Краснознаменного Восточного пограничного округа, а затем в Панфиловский пограничный отряд на советско-китайскую границу. После двух лет службы переведен в органы военной контрразведки, затем в Мургабский погранотряд на афгано-китайскую границу – так в 1984 году для офицера начался афганский период.
Боевые задачи
– Для меня Афганистан навсегда остался в душе как государство, нуждавшееся в защите «завоеваний Апрельской революции», где войны идут не одно столетие в горах, которые составляют до 90 процентов территории республики, в тяжелых климатических условиях с палящей жарой днем и нестерпимым холодом ночью, с ветрами, песком, засыпающим глаза, – рассказывает Николай Васильевич. – Но ограниченный контингент советских пограничных войск выполнил свою боевую задачу, мы не сбежали, как американцы. Хорошо помню чувство, когда в первый раз пересек границу с Афганистаном в составе колонны грузовиков в сопровождении БМП-1, БТРов. Дорога проходила по серпантинам и горным ущельям, на каждом метре моджахеды могли устроить засаду. Я видел спокойных солдат и думал о бдительности, напряженной настороженности. Позднее, побывав в засадах, на скрытых наблюдательных пунктах, в колоннах сопровождения грузов, под обстрелами, понял, что на войне вырабатывается линия поведения, позволяющая быстро ориентироваться, а суета, скоропалительные решения в боевой обстановке грозят потерями. Но в первый заход я «закипал»: почему БМП идут с открытыми люками, солдаты сидят на броне, а не в десантном отделении, и т. п.? Постоянное место дислокации подразделения, в котором мне затем пришлось служить, некоторое время находилось на территории Афганистана на Малом Афганском Памире, в так называемом Ваханском коридоре, вблизи стыка двух границ – афгано-пакистанской и афгано-китайской. Сводный боевой отряд (СБО) «Сархад» состоял из нескольких пограничных застав на базе боевых машин пехоты (БМП) с задачами своевременно выявлять и уничтожать бандформирования, засылаемые на территорию Афганистана; пресекать выдвижение караванов с оружием, боеприпасами и другим имуществом для бандформирований из Пакистана, для чего на границе выставлялись посты.
Мне, представителю контролирующего органа, приходилось проверять все виды нарядов, скрытых наблюдательных пунктов. При некоторых недостатках службу пограничники несли достойно. У солдат считалось позором подвести товарищей, ведь в бою все важно. Ошибки стоили дорого. Показательная история: в ноябре 1985 года во время операции по зачистке кишлаков Зардевского ущелья перед выполнением боевой задачи не провели определенные оперативно-войсковые мероприятия. И 25 пограничников заставы во главе с офицером попали в засаду, их расстреливали с 40 метров, чудом спаслись лишь 6 человек, остальные погибли. Потом мы провели операцию «Возмездие», участников и пособников этого нападения (около ста человек) уничтожили.
Со дня вывода советских войск из Афганистана прошло 33 года, но приобретенный в той войне опыт не прошел даром для армии и для нас, ветеранов.
Общественная организация «Российский союз ветеранов Афганистана» собрала вокруг себя наиболее активных ветеранов – афганцев, занимающихся работой по патриотическому воспитанию молодежи, подготавливая ее к тяжелой, но почетной армейской профессии – Родину защищать.
Руководством Особого отдела КГБ СССР Восточного пограничного округа оперативный сотрудник органов военной контрразведки офицер Силин за период службы в Афганистане награжден медалями «За боевые заслуги», «За отличие в охране государственной границы».
В настоящее время подполковник Силин является заместителем председателя общественной городской ветеранской организации по координации патриотической работы ветеранских организаций Красноярска.