Беседуя с ветераном боевых действий подполковником ФСБ РФ запаса СИЛИНЫМ, спросила, есть ли у него сын. «Да, – ответил Николай Васильевич, – сын Андрей, и у него уже сын и дочь, а у меня 11-летний внук и маленькая внучка. На поколение сына пришлись две чеченские войны, Сирия». На вопрос: «Где сейчас Андрей?» – ответил: «Где ж ему быть – на Украине в военно-воздушных войсках под Мариуполем. Мне важно было знать, насколько искренен был мой сын в своем решении, и я намекнул ему, что есть другие службы, где можно приложить свои знания, но он сразу пресек этот разговор. Я горд за него, разумеется, живу с душевной тревогой, но и со светлой надеждой».
Семейная традиция
Такое отношение к спецоперации офицера Силина, родившегося в семье кадрового военного, естественное. Его предки воевали за Отечество в Первую мировую войну, в Гражданскую, финскую. Отец Василий Силин, офицер, прошел всю Великую Отечественную войну, трижды ранен, воевал в составе пограничного полка, в том числе с бандеровцами на Западной Украине до 1954 года. Его сын, офицер Николай Силин, выполнял правительственное задание по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан с 1984 по 1986 год.
На мое замечание о необычной семье Силиных интернационалист сказал:
– Почти в каждой семье нашего многонационального государства есть защитники. Дедушка и отец скупо рассказывали о войнах, мне, подростку, трудно было понять, что они чувствовали. И только в зрелом возрасте, за два года в Афганистане, с пониманием ощутил войну.
Со своей будущей женой Николай познакомился во время учебы в Свердловском высшем военном училище. Вместе с другом тогда записался в городской кружок танцев, где увидел Нину – архитектора из Красноярска. Через два года сделал ей предложение, поехали в Красноярск. Николаю очень понравился город, могучий Енисей, природа. После окончания училища офицер Силин был направлен с семьей в пограничные войска КГБ СССР, в штаб Краснознаменного Восточного пограничного округа, а затем в Панфиловский пограничный отряд на советско-китайскую границу. После двух лет службы переведен в органы военной контрразведки, затем в Мургабский погранотряд на афгано-китайскую границу – так в 1984 году для офицера начался афганский период.
Боевые задачи
– Для меня Афганистан навсегда остался в душе как государство, нуждавшееся в защите «завоеваний Апрельской революции», где войны идут не одно столетие в горах, которые составляют до 90 процентов территории республики, в тяжелых климатических условиях с палящей жарой днем и нестерпимым холодом ночью, с ветрами, песком, засыпающим глаза, – рассказывает Николай Васильевич. – Но ограниченный контингент советских пограничных войск выполнил свою боевую задачу, мы не сбежали, как американцы. Хорошо помню чувство, когда в первый раз пересек границу с Афганистаном в составе колонны грузовиков в сопровождении БМП-1, БТРов. Дорога проходила по серпантинам и горным ущельям, на каждом метре моджахеды могли устроить засаду. Я видел спокойных солдат и думал о бдительности, напряженной настороженности. Позднее, побывав в засадах, на скрытых наблюдательных пунктах, в колоннах сопровождения грузов, под обстрелами, понял, что на войне вырабатывается линия поведения, позволяющая быстро ориентироваться, а суета, скоропалительные решения в боевой обстановке грозят потерями. Но в первый заход я «закипал»: почему БМП идут с открытыми люками, солдаты сидят на броне, а не в десантном отделении, и т. п.? Постоянное место дислокации подразделения, в котором мне затем пришлось служить, некоторое время находилось на территории Афганистана на Малом Афганском Памире, в так называемом Ваханском коридоре, вблизи стыка двух границ – афгано-пакистанской и афгано-китайской. Сводный боевой отряд (СБО) «Сархад» состоял из нескольких пограничных застав на базе боевых машин пехоты (БМП) с задачами своевременно выявлять и уничтожать бандформирования, засылаемые на территорию Афганистана; пресекать выдвижение караванов с оружием, боеприпасами и другим имуществом для бандформирований из Пакистана, для чего на границе выставлялись посты.

Фото РИА Новости / А. Соломонов
Мне, представителю контролирующего органа, приходилось проверять все виды нарядов, скрытых наблюдательных пунктов. При некоторых недостатках службу пограничники несли достойно. У солдат считалось позором подвести товарищей, ведь в бою все важно. Ошибки стоили дорого. Показательная история: в ноябре 1985 года во время операции по зачистке кишлаков Зардевского ущелья перед выполнением боевой задачи не провели определенные оперативно-войсковые мероприятия. И 25 пограничников заставы во главе с офицером попали в засаду, их расстреливали с 40 метров, чудом спаслись лишь 6 человек, остальные погибли. Потом мы провели операцию «Возмездие», участников и пособников этого нападения (около ста человек) уничтожили.
Со дня вывода советских войск из Афганистана прошло 33 года, но приобретенный в той войне опыт не прошел даром для армии и для нас, ветеранов.
Общественная организация «Российский союз ветеранов Афганистана» собрала вокруг себя наиболее активных ветеранов – афганцев, занимающихся работой по патриотическому воспитанию молодежи, подготавливая ее к тяжелой, но почетной армейской профессии – Родину защищать.
Руководством Особого отдела КГБ СССР Восточного пограничного округа оперативный сотрудник органов военной контрразведки офицер Силин за период службы в Афганистане награжден медалями «За боевые заслуги», «За отличие в охране государственной границы».
В настоящее время подполковник Силин является заместителем председателя общественной городской ветеранской организации по координации патриотической работы ветеранских организаций Красноярска.