«…Потому что это мой родной город»

В Красноярске открылся Фестиваль Дмитрия Хворостовского

«…Потому что это мой родной город» В Красноярске открылся Фестиваль Дмитрия Хворостовского

Сразу двумя событиями открылся в Красноярске Фестиваль Дмитрия Хворостовского. В зале торжеств Большого концертного зала начал работать вернисаж «Дмитрий Хворостовский: Дон Жуан и герои романтической эпохи», а на сцене основного зала БКЗ прошла концертная версия оперы Чайковского «Иоланта».

В память о нем

В этом году в Красноярском крае проходит второй Фестиваль Дмитрия Хворостовского. Задуманное три года назад событие, успешно стартовавшее в 2019 году, вновь вернулось в краевой центр и обещает зрителям и слушателям массу эмоций и интересных встреч с певцами и музыкантами из разных стран мира. Всех их собрало в Сибири имя нашего прославленного земляка – певца Дмитрия Хворостовского.

Его первый и последний концерты состоялись именно в Красноярске. Он здесь вырос и сформировался как музыкант, певец. Впервые вышел на сцену Красноярского театра оперы и балета, который сейчас носит имя Дмитрия Хворостовского.

В родной город возвращался, даже когда уехал из страны и стал всемирной знаменитостью. И свой последний концерт в 2017 году он дал именно в Красноярском крае. Он уже страдал от опухоли мозга, настойчиво лечился, а перед приездом упал и вывихнул руку. Но вышел на сцену. На том концерте плакали и публика, и сам певец.

Я должен был вернуться, – сказал тогда Дмитрий Хворостовский. – Потому что я вас люблю, потому что это мой родной город.

И он вернулся. Фестивалем своего имени.

– Для любого артиста, певца и дирижера важно быть значимым и запоминаемым не только на взлете карьеры, но и по ее завершении. Имя Дмитрия Хворостовского звучит и резонирует в Красноярске – это великолепная память о нем, – сказал художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова и Лондонского королевского филармонического оркестра Василий Петренко. – Я бы хотел, чтобы спустя время подобный фестиваль организовали в Ливерпуле, Москве или Лондоне.

Затаив дыхание

По традиции Фестиваль Дмитрия Хворостовского открылся в день его рождения – 16 октября. Незадолго до начала в зале торжеств Большого концертного зала открылась выставка, на которой представлены сценические костюмы Дмитрия Хворостовского из собраний Венской государственной оперы и ателье Тирелли из Италии. А также – живопись и графика российского художника Ахсара Муриева.

Это образы, навеянные личностью Дмитрия Хворостовского, а также постановками, которые предстояло увидеть и услышать красноярцам на фестивале имени прославленного артиста, – операми «Иоланта» и «Дон Жуан, или Наказанный распутник».

Кстати, именно с демонстрации оперы «Иоланта» и стартовал фестиваль имени нашего прославленного земляка.

Концертная версия этого произведения композитора Петра Чайковского не случайно была выбрана хедлайнером этого события. Как известно, фестиваль возвращается к произведениям, в которых играл певец. И партия Роберто из «Иоланты» в 1994 году стала первой студийной записью молодого солиста из Красноярска с коллективом Мариинского театра. Это стало прорывным моментом в его творческой карьере.

Чтобы исполнить концертную версию «Иоланты», в Красноярск приехали лучшие голоса из Большого театра России и академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. На одну сцену с ними вышел солист Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского Михаил Пирогов, а также хоры театра и Сибирского института искусств. За дирижерский пульт в этот вечер встал Василий Петренко.

В Красноярск прославленный маэстро прибыл за неделю до открытия фестиваля, чтобы отрепетировать с Красноярским академическим симфоническим оркестром и солистами все нюансы оперы Чайковского. Для постановки маэстро выбрал оригинальную версию произведения.

– Я дирижировал «Иоланту» неоднократно. Но это большая работа – свести солистов и хор, которые приехали из разных мест, чтобы все смотрелось органично, – отметил маэстро. – В этой опере всегда остается масса вопросов из-за обилия трактовок. Я надеюсь, каждый вынесет для себя что-то важное. «Иоланта» – последний оперный шедевр Чайковского, который принято считать духовным завещанием русского композитора. В советское время текст либретто был изменен, а мы возвращаемся к оригинальному – высокому и глубокому.

«Иоланту» мы знаем как историю о слепой девушке, которая прозрела благодаря любви. Но, как говорит маэстро, в этом произведении все гораздо сложнее и глубже.

В оригинальном тексте происходит духовное прозрение. Идут поиски дороги к Богу, познанию конечной цели жизни, бытия. И Иоланта обретает это знание не только через любовь, но и через свет, познание Вселенной, смыслов Творца.

– Для Чайковского это был очень важный вопрос, – считает Петренко. – В написанных после «Иоланты» симфониях композитор ставит те же вопросы – соотношения жизни и смерти: что нас ждет после прекращения физического бытия? И что необходимо сделать, для того чтобы мир стал лучше?

Заглавную партию в «Иоланте» исполнила выпускница Молодежной оперной программы Большого театра России Мария Мотолыгина. Это был ее дебют в опере Чайковского. И весьма успешный.

Концертная версия оперы не предполагала костюмов и декораций, но действие, разворачивающееся на сцене, было настолько эмоциональным, что зрительный зал слушал буквально затаив дыхание.

Лучшие голоса мира

Приезжающие к нам мастера оперной сцены сходятся в одном определении: на две недели Красноярск стал мировой столицей классической музыки. Фестиваль продлится до конца октября. За эти дни нам предстоит увидеть новые лица и услышать много замечательных голосов.

Нынче, например, в цикле концертов «Лучшие голоса мира» ожидается выступление уникальных солистов, таких как Диана Дамрау из Германии и Николя Тесте из Франции (их концерт состоится 24 октября), а также Сэмюэля Дэйл Джонсона из Австралии (выступит 30 октября).

Первым же в этом цикле выпала честь радовать красноярскую публику итальянскому басу-баритону Луке Пизарони. Его концерт прошел 17 октября.

Луку Пизарони называют одним из самых ярких певцов оперной сцены. Он выступает в Большом театре России, Метрополитен-опере, Ла скала, Опере Сан-Франциско, Баварской и Венской государственных операх, Королевской опере Ковент-Гарден и на других престижных сценах мира.

Пизарони любит давать и сольные концерты. За его плечами выступление в Карнеги-холле, Вигмор-холле, Консертгебау, Большом театре Женевы. А теперь – в Красноярском большом концертном зале на Фестивале Хворостовского.

Красноярцев он поразил обширной программой из сочинений итальянских, французских, австрийских и американских композиторов. А на бис исполнил произведение, которое когда-то пел Дмитрий Хворостовский, – «Мама», которую написал композитор и певец итальянского происхождения Сонни Боно.

– Это превосходный праздник, это фестиваль, который празднует жизнь Димы, – сказал Лука Пизарони. – Я был на многих его выступлениях, видел, какой была его связь с музыкой. Он был настоящим.

Лука Пизарони вот уже более 20 лет остается исполнителем par excellence в операх Моцарта, Россини, Беллини. И в Красноярск приехал, чтобы исполнить одну из своих коронных партий – Лепорелло – в «Дон Жуане» Моцарта, премьера которого пройдет в рамках фестиваля 21, 22, 23, 24, 26 и 27 октября в Красноярском театре оперы и балета. В краевой центр певец приехал из Гамбурга, где в сентябре открыл сезон исполнением Четырех злодеев в «Сказках Гофмана».

Кстати, в этом творческом сезоне Лука Пизарони планирует еще не раз спеть партию Лепорелло. После Красноярска она прозвучит в его исполнении в Гамбурге и Сан-Франциско.

Фестиваль набирает обороты

Итак, Фестиваль Дмитрия Хворостовского стартовал. Следующие мероприятия состоятся уже в ближайшие дни: 19 октября в большом зале Дома кино будут показаны одноактные оперы Сергея Васильевича Рахманинова «Алеко» и «Скупой рыцарь». Титульные партии исполняет выдающийся российский баритон Сергей Лейферкус.

А 20 октября в Малом концертном зале филармонии известный актер и телеведущий Юлиан Макаров (Россия) представит литературно-музыкальную композицию «Жизнь героя», посвященную важнейшим событиям в биографии Дмитрия Хворостовского. За органом – Кристиан Кох (Австрия).

КОММЕНТАРИЙ

Александр УСС

губернатор Красноярского края

– 16 октября 1962 года на нашей енисейской земле родился Дмитрий Хворостовский, которому суждено было стать народным артистом России, звездой мировой величины, одним из самых популярных и успешных певцов современности, которого миллионы людей на планете называли «голосом русской души». Хворостовский – не просто великий певец, он красивый, масштабный человек во всех смыслах слова. Олицетворение возвышенности и благородства, Личность с большой буквы.

Более трех лет назад по инициативе красноярцев, поддержанной родителями Дмитрия, было принято решение учредить ежегодный Фестиваль Дмитрия Хворостовского. Он призван стать главным музыкальным событием, связанным с именем Дмитрия. В этом году у нас вновь появилась возможность прикоснуться к шедеврам мировой классики, где блистал он. Услышать признанных мастеров и тех, кто делает пусть первые, но уверенные шаги к мировой славе.

Дмитрий Хворостовский подарил нам любовь к музыке и жизни. Я уверен, что красноярский фестиваль будет жить долго.

Фото Олега КУЗЬМИНА, Культура24

Фоторепортаж с открытия фестиваля Дмитрия Хворостовского

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи