Народный фольклорный коллектив «Красна Русь» из Бородино стал первым ансамблем в Красноярском крае, который получил звание «Заслуженный коллектив народного творчества». Приказ об этом министр культуры России Владимир Мединский подписал 16 декабря 2014 года.
Это далеко не единственная награда коллектива. «Красна Русь» дважды становилась лауреатом Всероссийского фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России «Многоликая Россия» и столько же раз получала главный приз «Мира Сибири».
В 2013 году бородинцы одержали победу на Всероссийском фестивале народного творчества «Вместе мы – Россия». В 2011 году основателю ансамбля «Красна Русь» Виктору Авдееву была вручена премия Правительства Российской Федерации «Душа России», а в 2013-м – знак «За заслуги перед городом» за пропаганду русской народной культуры и формирование социокультурного имиджа города.
Однако, по словам Виктора Авдеева, одна из самых ценных наград – диплом Всесибирского конкурса оркестров и ансамблей народных инструментов им. Бориса Феоктистова, поскольку соперничать пришлось с профессиональными музыкантами, имеющими консерваторское образование.
– А мы формально считаемся любителями, – говорит он. – Кто был у нас в самом начале? Сапожник, обмотчица двигателей, швея, парикмахер. Хотя, конечно, и музыканты имелись… Но четверть века на сцене – это, конечно, уже профессия. Если говорить о репертуаре, то я любитель инструментальной музыки. Когда играем пьесу, каждый по несколько инструментов перебирает – жалейку, рожок, балалайки, гармошки, – суматоха на сцене… Это всем нравится. По молодости ездили по деревням, собирали песни. Помню, очень давно услышал, как бабушки поют – такие красивые голоса, да еще на фоне зимы… Так я влюбился в фольклор и создал ансамбль «Красна Русь». У слова «красна» много оттенков – багряный, бордовый, алый… А есть – «красный угол», «красна девица». У нас ведь все девчонки красивые.
Кстати, любовь Виктора Авдеева и его коллег к фольклору породила еще одно замечательное явление – уникальную коллекцию народных музыкальных инструментов, причем не только русских. По этому собранию раритетов можно читать историю многонациональной Сибири. К примеру, эстонский каннель – разновидность гуслей – с подписью: «Найден в Бородино у Войт Ольги Абросимовны в 2000 году». Канклес – латышские гусли – найден у Виллиса Ивановича Руйга в 2013 году.
А вот гусельки из Нижнего Новгорода с характерным завитком. Есть экземпляры, сделанные по чертежам, полученным в результате раскопок в Великом Новгороде. Это, как поясняет Авдеев, первейший архаичный звук.
– Еще молодым услышал слово «ливенка» – думаю, что оно значит? Оказалось, маленькая русская гармошка. Потом интересно стало, как устроена жалейка. Поехал в Шушенское – там еще оставался мастер, он мне их и сделал. Нужны три вещи – бузина, коровий рог и деревянная трубочка. Потом сами их научились делать. Или рожки владимирские – откуда они взялись? В давние времена их использовали на войне, давали сигналы войскам. Рожками перекликались пастухи – ведь в одной деревне бывало по три стада. Корова была неизмеримо ценнее, чем сейчас машина. Умрет корова – умрет семья. Сберечь ее от дикого зверья было трудно.
Вот пастух рожком отпугивал зверей, они почему-то боялись этого непонятного им звука. А коровы – нет, они понимали этот звук, привыкали к сигналам «домой», «на водопой», «подъем». Я поначалу не верил, а однажды плыли на теплоходе по Волге, решили порепетировать – коровье стадо на берегу, как услышало рожок, поднялось и пошло к воде. Рожком будили деревню, он был развлечением на праздниках. Пастухи собирались вместе и играли. Мы тоже создали хор рожечников – два баса, полубас и два визгунка. Музыка получилась сказочная. Как музыканты говорят, чтобы играть на рожке, надо иметь слух скрипача, губы трубача и пальцы щипача.
Есть там гармони, балалайки, трубы, смычковые, ударные инструменты – всего больше сотни экземпляров. Каждый из них уникален – видимо, потому и ходят в это хранилище с не меньшим энтузиазмом, чем на концерты ансамбля «Красна Русь».
Фотографии Олега КУЗЬМИНА