Пленум Верховного суда РФ подготовил проект постановления, в котором высший орган российской юстиции намерен разъяснить нюансы применения закона об ОСАГО на парковках. В частности, уточнить, что является страховым случаем и за какие именно повреждения, полученные на парковке, заплатит страховая компания.
Стоит отметить, что само по себе обращение ВС РФ к этой теме уже свидетельствует о ее злободневности. И в самом деле, на парковках в условиях ограниченного пространства и большого количества автотранспорта происходит масса мелких ДТП. При этом значительная часть водителей, которые прекрасно ориентируются в правилах дорожного движения, находясь на трассе, почему-то испытывают затруднения с применением ПДД на парковках.
О том, насколько различны автомагистраль и автомобильное «лежбище», мы решили побеседовать с Максимом ДЬЯКОНОВЫМ, капитаном полиции, старшим инспектором отделения по исполнению административного законодательства полка ДПС ГИБДД МУ МВД России «Красноярское».
В силу своей работы Максим прекрасно знаком со всеми тонкостями «парковочного права».
– Являются ли парковки частью улично-дорожной сети, и распространяется ли на них в полном объеме действие ПДД?
Разумеется. Они, так же как и дороги, предназначены для движения транспортных средств. Возьмем пример – парковка у ТРЦ «Планета» в Красноярске. Она оснащена всей необходимой дорожной информацией: знаками парковки, остановки движения, нанесена разметка – парковочные места, пешеходные переходы. То есть фактически администрация ТРЦ организовала здесь движение согласно ПДД. Соответственно, водители обязаны следовать правилам. В частности, они не имеют права пересекать сплошную разметку, обозначающую парковочные карманы, потому что согласно требованиям ПДД пересечение сплошной разметки запрещено.
– Далеко не каждое происшествие на парковке является ДТП. А каковы критерии, позволяющие определить, что произошло именно дорожно-транспортное происшествие?
– Критерий один. В момент происшествия как минимум одно из участвующих в нем транспортных средств должно находиться в движении. Например, движущийся автомобиль наезжает на неподвижно стоящий с выключенным двигателем автомобиль другого участника движения. Это ДТП.
Другой пример. Движущийся автомобиль совершает наезд на элемент парковочной инфраструктуры (шлагбаум, ограждение). Тоже ДТП.
Наконец, третий случай. Водитель оставляет автомобиль с неисправной тормозной системой на наклонном участке. По какой-то причине автомобиль начинает двигаться и сталкивается с другим транспортным средством. Это тоже ДТП, несмотря на то, что водитель в кабине отсутствовал.
А вот ситуация, когда водитель автомобиля, стоящего даже с включенным двигателем, открывает дверцу и царапает машину соседа, дорожно-транспортным происшествием не является. Так же как и повреждение стоящего автомобиля каким-либо падающим предметом. Здесь нужно вызывать не представителей ГИБДД, а участкового инспектора полиции.
– Какие действия обязан предпринять водитель в случае совершения ДТП на парковке?
ПДД определяют общий порядок действий при ДТП, не делая различий, где именно оно произошло. В любом случае водитель обязан прекратить движение, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Невыполнение этих действий влечет за собой наложение административного штрафа в размере 1 000 рублей.
– А если в условиях скученности невозможно выполнить требования ПДД? Например, установить знак аварийной остановки в положенных 15 метрах от транспортного средства?
– Инспекторы ГИБДД понимают, что в реальных условиях не всегда возможно соблюсти это требование. И не только на парковках, но и, например, на перекрестках. Главное, чтобы знак был.
– Одно из требований при ДТП – провести фиксацию с помощью фото или видео. Каковы требования к фото- и видеосъемке?
– Особых требований нет. Как правило, фиксация выполняется с четырех точек – по ходу движения, против движения и с боков. Кроме того, фиксируются все повреждения транспортных средств и инфраструктурных элементов, полученные в результате ДТП. После этого можно освободить проезд для других транспортных средств.
А если водитель, попав в аварию, затрудняется, что ему делать, проще всего позвонить в дежурную часть. Там разъяснят, каким образом поступить: ехать к нам на оформление или дождаться наряда.
– Достаточно распространенное явление, особенно на придомовых парковках. Выезжающий автомобиль шоркнул машину соседа. В салоне пострадавшего авто никого нет, телефона и адреса виновник не знает, а ждать некогда. Кто-то оставляет номер своего телефона на лобовом стекле потерпевшего и уезжает. Правомерно ли такое поведение?
Это оставление места совершения ДТП – правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 12.27 Правил дорожного движения. Причем ответственность достаточно серьезная: лишение права управления автомобилем на год или административный арест до 15 суток. Поэтому необходимо либо все-таки дождаться второго водителя, либо сообщить в дежурную часть. Там разъяснят, что необходимо сделать в данной ситуации, чтобы не быть привлеченным за самовольный уезд с места аварии.
– Как правило, ДТП на парковках относятся к категории мелких. Обязательно ли обращаться в дежурную часть для оформления?
– Действительно, повреждения здесь, как правило, незначительны. Поэтому можно оформить происшествие по европротоколу. Для этого необходимо соблюдение ряда условий. Сумма ущерба не должна превышать 100 тысяч рублей, причем с этой оценкой должны быть согласны оба участника. Участников должно быть не более двух, у обоих должна быть действующая страховка ОСАГО. Также оформление по европротоколу невозможно, если один из участников ДТП находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо при аварии пострадали люди. Ну и любой, даже минимальный ущерб, нанесенный парковочной инфраструктуре, европротоколом не урегулируешь. Тут надо вызывать нас.
Кстати, на «Госуслугах» есть приложение, которое позволяет участникам ДТП оформить европротокол в электронном виде. Приложение можно скачать на мобильный телефон, оно удобно и, что самое главное, работает.