Правительство новое, ожидания прежние

Правительство новое, ожидания прежние
Фото kremlin.ru

Главное политическое событие недели – новый (точней, сильно обновленный) состав правительства, который главе государства представил премьер-министр Михаил Мишустин, а президент утвердил этот список, назвав его «очень сбалансированным», и выразил уверенность, что новому составу правительства «удастся выйти на самые высокие и самые достойные показатели». Далеких прогнозов президент мудро делать не стал.

Еще, правда, новый кабинет должна утвердить Дума, но за ней дело не станет.

Время экспертов

Хотя последняя неделя – звездный час многочисленных политологов, экспертов, аналитиков и прочих прорицателей, которые на все лады и на разные голоса комментируют и прогнозируют – чего ждать от нового кабинета министров, куда пойдет страна, почему было сделано то или иное назначение и как изменится экономический курс государства. Слушать этот хор, в котором каждый поет свою партию по своим нотам, решительно невозможно – какофония.

Одни договорились до того, что курс этот вообще никак не изменится, и прямо объясняют, «почему от нового Правительства РФ не ждут перемен в экономике?» – это заголовок в ленте известного информагентства.

На самом деле они там приводят мнение какого-то экономиста, который «не ждет». А мы-то как раз очень ждем, иначе к чему были эти «рокировочки»?

Другие говорят, что дальше все будет только хуже и хуже.

Третьи пророчат смену курса, экономический рывок, смягчение бюджетной политики и рост госрасходов.

В общем, мнения разные – от «все пропало, гипс снимают, клиент уезжает» до «жить станет лучше, жить станет веселей».

Совершенно не хочется присоединяться к этому хору – в политических играх и в экономике я понимаю меньше даже, чем Мутко в футболе, но некоторые ожидания от новых назначений выскажу. Надеюсь, мои читатели их разделяют.

Ожидания эти связаны прежде всего со сменой руководителей министерств «гуманитарно-социального» блока: науки и высшего образования, просвещения, здравоохранения и культуры.

Полагаю, когда в ведомстве все прекрасно, когда реформы там идут и дела процветают, его руководителя не меняют. Мы же не думаем, что президент снял прежних и назначил новых министров «просто так»?

В каждом из упомянутых ведомств накопилась масса проблем, которые не вызывают восторга у людей. За какую из этих сфер ни возьмись – везде надо наводить порядок, причем железной рукой.

Работы непочатый край

От нового министра здравоохранения мы ждем скорейшего наведения порядка в первичном звене медицины – об этом как раз говорил президент в своем послании. Ее до того уже дореформировали, что кое-где к узкому специалисту в поликлинике нужно записываться за два месяца. В глубинке остро не хватает врачей, и никто не может внятно ответить на вопрос: куда они деваются, если мединституты выпускают их каждый год сотнями? А те доктора, что еще не сбежали из провинциальных больниц, вкалывают за себя и за того парня, падая с ног от усталости, – сам видел. И это только верхушка айсберга.

О проблемах в просвещении тоже никому не надо рассказывать, они общеизвестны. Школьный учитель измотан, загружен, низведен до уровня обслуги, его постоянно дергают – с одной стороны руководство, требуя отчетов и «показателей»; с другой – родители и ученички-оболтусы, которым сейчас слова поперек не скажи, затаскают по прокуратурам.

А школьные программы? Особенно в начальной школе? Их, наверное, с десяток, и все разные. Кто в лес, кто по дрова. А учебники? Читаешь некоторые и думаешь: где и чему учились люди, которые их сочиняли, согласовывали, утверждали? Предыдущему министру так и не удалось с этим разобраться.

В науке и образовании тоже не все в порядке. Уровень высшего образования падает. И технического, и гуманитарного. Выпускники вузов не знают элементарных вещей – старые специалисты за голову берутся, принимая пополнение.

Диплом сегодня может купить любой, были бы деньги. Каких-то мутных негосударственных вузов в стране развелось… как ларьков «быстрозайм» на остановках. Давно идет разговор о том, что надо их подсократить, надо повышать престиж высшего образования.

В науке продолжается утечка мозгов, молодые люди, едва «остепенившись», подыскивают себе теплое место в зарубежных университетах и лабораториях. А когда мозги утекают, а молодой дипломированный инженер не знает закон Ома, о каком экономическом прорыве, о какой технологической революции можно говорить?

Ну и, наконец, культура. Вот где работы непочатый край. Взять хотя бы кино. В последние годы экраны захлестнула волна фильмов на «патриотическую» тематику – режиссеры и продюсеры хорошо научились осваивать бюджеты, снимая фильмы по госзаказу, на государственные деньги.

Многие из этих лент не просто не отбили вложенных средств, но оказались в художественном отношении поделками. Которые вызывали у зрителя не подъем патриотического духа, как задумывалось создателями, а насмешку и недоумение: почему государственные деньги тратятся на какую-то халтуру? Впрочем, это касается не только «патриотической» тематики. Уровень отечественного кино заметно упал.

Кто-то из комментаторов, говоря о назначении Ольги Любимовой на должность главы Минкульта, уже заметил, что теперь-то в государственных театрах голых пятых точек точно не будет. Посмотрим.

Судя по биографиям и послужным спискам новых руководителей этих четырех министерств, все они профессионалы, тенденции чувствуют, проблемы знают. Понимают ли запросы и чаяния народа? Будем надеяться, что да.

Накормим себя сами

И несколько слов о хлебе насущном.

На фоне политических пертурбаций как-то подзатерялось сообщение о том, что в те же дни, когда менялся кабинет министров, президент России одобрил и утвердил новую доктрину продовольственной безопасности страны. Во всяком случае, обсуждали это событие значительно меньше, чем назначения в правительстве.

А документ очень важный, знаковый. Особенно с учетом санкций, под которыми находится Россия. В нем учитывается состояние социально-экономического развития страны, которое позволит обеспечить ее продовольственную независимость, самообеспечение основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. А также возможность населения приобретать продукты должного качества по сложившимся ценам, в объемах и ассортименте, которые соответствуют рекомендуемым рациональным нормам потребления.

В новой версии документа упор делается на удельный вес российской продукции. Так, например, привозной картошке и зерну оставили только пять процентов – остальные 95 должны производиться в России.

На 90 процентов мы должны обеспечивать себя сахаром, растительным маслом, молоком и молокопродуктами, овощами и бахчевыми. На 85 – мясом, мясопродуктами и рыбой.

Фактически эта доктрина – план работы над тем, чтобы Россия навсегда забыла слово «голод». Мы как-то запамятовали, что совсем еще недавно по историческим меркам страна закупала зерно в Канаде и США и стояла в длинных очередях за одним сортом колбасы. Уже выросло и окрепло поколение, которое требует не еды, а прав и свобод. Еда – она же всегда в магазинах есть, чего ее требовать? Счастливые…

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи