Деятельность комитета, которым руководит вице-спикер краевого парламента Алексей КУЛЕШ, касается практически всех красноярцев. Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство – во многом именно от этих сфер зависит качество нашей жизни. Создание той самой комфортной среды, на которое нацелены большинство федеральных и краевых проектов.
Обратная связь
– Алексей Викторович, готовясь к интервью, обратил внимание на количество законодательных инициатив, с которыми ваш комитет вышел в прошлом году. Внушительный список.
– Я не считаю знаковым показателем для депутата количество принятых нормативных актов. Блок основных законов, нужных краю, утвержден. Остается его дорабатывать. И в этом смысле стремиться к «звездочкам на фюзеляже» неправильно. С другой стороны – жизнь меняется. И даже недавно вступившие в силу документы приходится улучшать и настраивать. Тем более такие, которые открывают новую сферу деятельности.
– Например, закон о капитальном ремонте многоквартирных домов?
– Совершенно верно. Его приняли в 2014 году. Казалось бы, должен уже устояться – но нет. Постоянно требуются какие-то дополнения, изменения и уточнения. Федеральное законодательство периодически подбрасывает «сюрпризы», которые нужно учитывать и приводить краевую нормативную базу в соответствие. Со своей стороны, стараемся сделать документ более технологичным, понятным для граждан и удобным для реализации.
Ведь любой закон – это только «скелет». Остальное наполнение – «мышцы, сухожилия и нервы» – обеспечивает исполнительная власть. Поэтому депутаты регулярно требуют отчет: а как он реализуется?
Огромное значение здесь имеет обратная связь с населением. Буквально только что мне на страничку в «Фейсбук» написали: в Железногорске два с половиной месяца не запускают лифты. В фонде капремонта говорят: все в порядке. Проект их замены требует 90 дней. А люди, особенно пожилые, вынуждены ходить на девятый этаж пешком. Многие сидят дома, потому что сил не хватает. Будем предлагать сокращать сроки проведения таких работ.
Жесткий подход
– Вы не раз говорили, что применение закона о капремонте происходит крайне неудачно. С чем связана такая оценка?
– Причин несколько. В советское время действовали предприятия, которые занимались именно капитальными ремонтами. Люди проходили подготовку. Теперь же их практически не осталось. Отсюда низкое качество и жалобы жителей.
Далее – утверждая размер взноса на капремонт, власти исходили из социальных приоритетов. Старались, чтобы он был не очень большим. В результате сегодня тарифы не соответствуют потребностям экономики.
Стоимость работ и комплектующих материалов давно ушла вперед. И далеко не каждое предприятие готово ремонтировать за предложенную цену. А где идет удешевление – там опять-таки страдает качество.
По идее, после капремонта сделанное должно прослужить 15–20 лет, а не три. В последнем случае будет виноват не подрядчик, не жители, а власть. Мы на себя принимаем такую ответственность. У фонда капитального ремонта тоже очень жесткий подход и к подрядчикам, и к проектировщикам. Порой даже слишком.
Ответственность за риски
– Как вы оцениваете ситуацию на рынке долевого строительства?
– На федеральном уровне все, что могли, уже сделали. Была некая развилка: по какому пути пойти? Ведь долевое – это прежде всего инвестиции самого гражданина со всеми вытекающими рисками. Можно было усилить страховую составляющую инвестиций – как это делается в других странах. Или сделать упор на повышение финансовой грамотности населения. Что очень долго по времени. И я понимаю, почему Федерация выбрала наиболее простой вариант – патерналистский. Граждан, с точки зрения федерального законодателя, нужно водить за руку.
На застройщика при этом накладываются колоссальные ограничения. Он обязан направлять деньги только на строительство. С одной стороны, правильно. А с другой – как платить людям зарплату? Плюс обязательства вносить дополнительные взносы в фонд спасения будущих банкротных объектов, ограничения по опыту работы и так далее. В совокупности все перечисленные меры не только удорожают жилье, но могут привести к серьезной стагнации рынка. Застройщиков станет мало, строить они будут неохотно.
К сожалению, изменения федерального законодательства не решили вопрос уже образовавшихся проблемных домов. Люди вложили деньги, обратно их не получили, остались без жилья. Они справедливо взывают к власти: «Вы же давали разрешения. Мы на вас надеялись, рассчитывали, что преступников поймают за руку, все нам вернут». И в то же время напрочь отрицают свою персональную ответственность за подпись в договоре.
– Как разрубить этот узел?
– На мой взгляд, ответственность обоюдная.
Дольщики должны понимать, что если они покупают квартиру по цене в полтора раза ниже рыночной, то вместе с будущим возможным профитом берут на себя колоссальные риски. В профессиональном сообществе сегодня ведется дискуссия по поводу объемов и пределов ответственности государства по возмещению ущерба от преступлений.
– А что зависит от краевых законодателей, правительства региона?
– Принимаются все возможные меры для достройки проблемных домов. Соответствующий закон принят в 2018 году.
Земельные участки, переданные в государственную собственность, предоставляются застройщикам безвозмездно с условием, что они достроят замороженные объекты. Помощь вроде бы не денежная, но вполне осязаемая. А если пострадавший дольщик не имеет другого жилья, ему компенсируют стоимость аренды съемной квартиры. Это тоже предусмотрено краевым законом.
Ставка на рост
– Еще одна тема, над которой работает комитет, связана с водоснабжением сельских территорий. Концепция, которую разработала исполнительная власть, рассмотрена депутатами?
– Рассмотрена и уже реализуется министерством промышленности, энергетики и ЖКХ края. Не могу сказать, что я полностью ею удовлетворен. Мне представлялось, что изменение этой инфраструктуры – устаревшей либо не существующей вообще – должно быть массовым.
Но нужно быть реалистом. 100 миллиардов рублей (примерная потребность края на строительство и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения) мы не изыщем в бюджете совершенно точно.
Однако ежегодные вложения будут. И для того, чтобы их не «размазывать» на всю территорию региона, правительством принято верное в этой ситуации решение – направить их точечно, в отдельные районы. В те, что являются перспективными с точки зрения будущего развития. Губернатор поставил задачу профильному министерству: определить точки роста и максимально их задействовать: строить школы, дороги и все остальное.
Знать, за что платим
– Над какими темами, помимо тех, о которых вы уже рассказали, комитет будет работать в 2019 году?
– Предстоящие месяцы пройдут у нас под знаком «мусорной реформы». Закон готовил комитет по природным ресурсам и экологии, но и наш не может остаться в стороне. Ведь уборка мусора теперь коммунальная услуга.
Документ, который мы приняли, хорош. Но, как я уже говорил, это «скелет». Сам по себе он двигаться не может. Ему необходимо правоприменение. И как раз в этих деталях кроется дьявол. Мы увидели, что реализация государственной региональной программы идет не так, как предполагалось. Итоги, подведенные нами в конце января, неутешительны. А к весне ситуация может усугубиться – оттают несанкционированные свалки, население увидит в платежках новые суммы.
Да, рост тарифов должен быть – утилизация мусора обходится дорого.
Но сегодня региональные операторы работают ровно по той же технологии, что и год, и десять лет назад – не утилизируют его, а закапывают. Простите, но платить за подобное в три-четыре раза больше – абсурдно и несправедливо. Значит, будем добиваться от правительства актуализации инвестиционной программы, ее наполнения финансами.
Фотографии предоставлены Законодательным собранием Красноярского края