Традиционный сезон распродаж в самом разгаре. Возможность сделать выгодную покупку всегда привлекает. Но при этом важно не терять головы, глядя на цены. Поговорим о том, на что нужно обратить внимание, если появился соблазн купить товар со скидкой.
Правило 24 часов
На первый взгляд, все просто, стоит только зайти на сайты популярных маркетплейсов, сетевых магазинов, чтобы увидеть самые привлекательные акции.
Скидки достигают 50 процентов, а где-то и выше! Рука сама тянется за картой, потому что устоять тут сложно. Особенно на фоне обычных ценников в супермаркетах, которые – есть такое ощущение у многих – переписывают почти каждый день…
И тут важно сохранить здравомыслие и понять, что ваш бюджет ограничен: есть обязательные платежи – кредиты, квартплата, – которые никто не отменит. Мы очень много писали о разумном планировании бюджета, когда человек составляет финансовый план и старается ему следовать. И никакие «выгодные предложения» не могут его нарушить. Оптимальный вариант, когда человек откладывает в течение года определенную сумму, чтобы потом по более выгодной цене приобрести необходимую бытовую технику, дорогие игрушки и т. д. Если же такой «подготовки» не было, лучше сейчас определить, сколько вы можете потратить. Нередко бывает так, что денег ушло гораздо больше, чем планировалось, – приходится залезать в долги.
– Никогда не нужно забывать: акция «Черная пятница» была придумана в первую очередь для самих продавцов, – говорит Сергей Красноусов, руководитель регионального центра финансовой грамотности Красноярского края. – Изначально это все же маркетинговый ход, и очень часто мы видим, что цены в этот период даже выше, чем в обычное время. Поэтому необходимо обязательно сравнить, сколько товар стоит на других ресурсах, без «скидок». Есть хорошее правило «24 часов», универсальное для любого периода, – отложите товар в корзину и через сутки вернитесь. Таким образом вы сократите количество спонтанных покупок. Тут правило общее для любой распродажи: есть цена, а есть ценность этого товара. Поэтому нужно понять: а нужен ли он вам?
При внимательном рассмотрении «заманчивых предложений» можно заметить: в первую очередь речь идет либо о неизвестной марке, либо о товаре, который не пользуется спросом по ряду причин. Вот, к примеру, в интернете один из предпринимателей, торгующий сумками, поделился в соцсети с коллегами своим опытом подготовки к сезону распродаж: «На продаваемые модели скидка от 10 до 20 %. Что долго не продается или осталось в единичном варианте – скидки от 25 до 50 %».
Поймать скидку
«Успей поймать скидку!», «Осталась последняя штука!», «Предложение ограничено!» – такая информация всегда мешает принять решение, вынуждает потребителей совершать необдуманные покупки.
Вот типичный набор уловок, которые используют продавцы во время распродаж.
Пример 1. Выставить товар «со скидкой» по завышенной цене. К примеру, популярный маркетплейс продает литую сковороду известной российской фирмы по цене 1 400 рублей вместо 2 300 рублей. На первый взгляд, выгодно. Но если посмотреть на других ресурсах, то окажется, что по первоначальной стоимости товар вообще нигде не продается – диапазон цен от 1 100 до 1 700 рублей. Такая же история с мясорубкой по 8,5 тысячи рублей – вместо 11 тысяч: после поиска оказывается, что та же модель сейчас продается в другом сетевом магазине за… 4,6 тысячи. И такой алгоритм используется с очень многими видами товаров.
Пример 2. Телефон от не очень известного бренда стоит 9,5 тысячи рублей – и тут же указана первоначальная стоимость – 23 тысячи! Однозначно выгодное предложение, если не искать ту же модель в других магазинах. Оказывается, он без скидки продается за 12 тысяч рублей. Большого обмана нет – цену снизили на самом деле, но, оказывается, его настоящая стоимость невелика – это не полноценный смартфон с большим количеством функций и хорошей камерой, как можно было бы предположить, а примитивный аппарат, который больших денег и не стоит.
Пример 3. При виде востребованного товара за минимальную для него стоимость многие автоматически добавляют его в корзину, считая, что «все равно пригодится». Но так ли это? Тушь за 150 рублей, безусловно, может оказаться хорошей, но не для всех. В итоге дома скапливается то, что подарить стыдно, но и выбросить жалко: плохая косметика с огромной скидкой, оказавшаяся совершенно «неносибельной» одежда, праздничные полотенца с символом прошедшего уже года, очень тонкие, с торчащими нитками.
Вывод: даже если товар идет с большой скидкой, обязательно посмотрите на отзывы о нем либо, если их нет, зайдите на сайты других магазинов или производителя, где даны качественные фотографии, позволяющие рассмотреть его. Небольшие деньги, потраченные на ерунду, потом складываются во вполне приличную сумму.
Получается, настоящих скидок почти нет? Есть, но на хорошие, востребованные товары они редки и не всегда связаны именно с сезоном распродаж.
И чтобы совершить реально выгодную покупку, нужно очень внимательно следить за ценами – вполне может быть, что самая низкая как раз в том магазине, где никакие акции не рекламировали.
Не угодите в ловушку!
Период распродаж – традиционное время для заработка не только магазинов, но и разного рода мошенников. О том, как успешно обойти их ловушки, рассказали специалисты Роскачества:
- Не переходите по подозрительным ссылкам из почтовых рассылок или социальных сетей. Лучше самостоятельно ввести в поисковике адрес интернет-магазина, который якобы прислал письмо, и перейти на его страницу, затем найти товар.
- Необходимо обратить внимание на название сайта: у мошенников эти названия могут отличаться на одну или две буквы, например, ali-express, wildberies, 0z0n.
- Через whois-сервисы (их можно найти по поиску в браузере) проверьте дату регистрации ресурса, где вы собираетесь совершить выгодную покупку: если он существует всего-то пару недель или менее, то задумайтесь, стоит ли ему доверять.
- Проверьте, использует ли сайт протокол https и имеет ли действующий сертификат безопасности. Об использовании безопасного протокола и наличии SSL-сертификата свидетельствуют символы https и изображение «замочка» в адресной строке. Если символов нет, никогда не вводите на сайте свои персональные данные. Это особенно опасно при подключении к публичным Wi-Fi-сетям (например, в отелях, ресторанах, транспорте).
- Прежде чем совершить покупку, посмотрите на информацию об оплате – если указаны реквизиты карты или счета физического лица, то с высокой степенью вероятности это могут оказаться неблагонадежные продавцы, для надежности лучше выбрать другой магазин.