Продолжаем путешествие по страницам истории Енисейской губернии, которая началась в 1822 году и продолжалась более века. В проекте мы пытаемся воссоздать дух ушедшей эпохи, ее переломные события, погрузиться в миропонимание и быт наших предков. Помогают нам в этом музеи почти всех территорий края, а также ведущие ученые, краеведы, фольклористы, те, кто интересуется историей родной земли. Цель нашего путешествия – заново открывать для себя прошлое, едва ли не самый ценный земной ресурс – ведь только он способен подсказать, как не заблудиться в настоящем.
Всемирную выставку, состоявшуюся в Париже на рубеже веков – в 1900 году, посетило огромное даже по нынешним меркам количество людей – 45 миллионов человек. Хорошо известно, что на этой выставке золотой медали был удостоен и железнодорожный мост через Енисей. Менее известно, что Россия на этой выставке получила 1 589 наград, в том числе 212 высших. Активное участие в подготовке российских экспонатов приняли и сибиряки, в том числе жители Енисейской губернии. Чего только не отправили наши земляки в Париж! Здесь были полезные ископаемые, образцы грязи с наших целебных озер, минусинские водка и вина, грибы и ягоды.
Время личностей
Но не стоит думать, что кроме природных ресурсов нашим предкам и похвастаться нечем было. Так, серебряную медаль Всемирной выставки получила книга красноярского бухгалтера Николая Устиновича Попова «Основы счетоводства городских и земских управ».
Сегодня диплом, присужденный книге Попова, бережно хранится в Красноярском краеведческом музее. К сожалению, о самой личности автора мало что известно. Он работал в Красноярске начальником отделения Енисейской казенной палаты и являлся автором ряда книг по бухгалтерии.
Любопытно, что в своих книгах Попов использовал подходы к бухгалтерии, которые сегодня применяются в современных информационных технологиях. Но в те времена не было ни алгоритмических языков, ни компьютерных технологий, поэтому идеи сибиряка во многом остались непонятыми.
Вообще XIX век, ставший временем бурного развития Енисейской губернии, породил немало интереснейших личностей, живших в этой «медвежьей глуши», но при этом отнюдь не бывших зашоренными провинциалами. Особая роль здесь принадлежит сибирскому купечеству, и в первую очередь знаменитым красноярским купеческим династиям: Кузнецовым и Гадаловым.
В фондах краеведческого музея Красноярска хранится экспонат, внешне не вызывающий особого интереса, если не знать его историю. Это конверт с выцветшими буквами и печатью из красного сургуча.
Невзрачный артефакт – послание герцога Лейхтенбергского, супруга дочери царя Николая I Марии Николаевны. А направлено письмо красноярскому купцу первой гильдии Ивану Кирилловичу Кузнецову. Будучи в Санкт-Петербурге, Иван Кириллович имел встречу с великой княжной и преподнес ей на подносе с золотым тиснением двух роскошных соболей. Что же касается упомянутого выше письма, то в нем Кузнецову был послан ответный подарок от высокорожденной четы – бриллиантовый перстень.
Кузнецовы
Говорят, что красноярский купец произвел на княжну столь благоприятное впечатление, что она даже хотела представить его своему отцу – императору Николаю. Но Иван Кириллович от аудиенции отказался, сославшись на то, что он, неотесанный провинциал, недостоин такой чести.
Ревностный патриот
На самом деле Кузнецов был образованным и умным человеком, а в Красноярске считался первым щеголем. И, конечно, перед царем бы в грязь лицом не ударил.
Между тем начинал Иван Кириллович мальчиком в услужении у виноторговца. Благодаря своим выдающимся качествам он смог стать незаменимым помощником хозяина и, сколотив собственный капитал, вошел с ним в дело. В 1820 году стал купцом третьей гильдии. Торговал всем: скотом, пушниной, хлебом. В приграничной Кяхте приобретал у китайцев чай. А с началом енисейской золотой лихорадки активно занялся промыслом золота. Ему принадлежали богатейшие прииски губернии. Напомним, что в то время Енисейская губерния давала 90 % российского золота и 40 % мировой добычи этого металла.
Иван Кириллович Кузнецов был необыкновенно удачлив в делах, пройдя путь от мальчика на побегушках до купца первой гильдии и первого (!) почетного гражданина Красноярска. Это звание ему было присвоено в 1846 году. И не только за богатство. Кузнецов активно занимался благотворительностью и городскими делами. Он дважды избирался городским головой Красноярска, показал себя ревностным патриотом города, не боящимся никаких авторитетов.
Широко известна стычка Кузнецова с первым енисейским губернатором Александром Петровичем Степановым. Лютой сибирской зимой губернатор распорядился зажечь в Красноярске костры для обогрева солдат, сопровождавших обозы «серебрянки», перевозящие деньги. Кузнецов воспротивился этому – город-то деревянный! На памяти старожилов были жуткие пожары, после которых город выгорал дотла. Между губернатором и мэром (говоря по-сегодняшнему) дело чуть до драки не дошло. Оба, крепкие мужики, уже засучили рукава и готовились «отхватать» друг друга. Но, к счастью, дело завершилось миром. Костры затушили, а Кузнецов за свой счет обеспечил обогрев солдат в помещении, с чаем, сахаром и водкой.
Меценаты и просветители
И это не единичный случай. Иван Кириллович был очень смел и даже дерзок, за что красноярцы прозвали его Кот. При этом, как уже говорилось, он был патриотом своего города, широко занимался благотворительностью и передал душевную щедрость своему сыну, Петру Ивановичу, который известен как собиратель старинных вещей, меценат, построивший один из символов Красноярска – часовню Параскевы Пятницы, человек, выучивший на свои деньги нашего великого живописца Василия Сурикова.
Был Петр Иванович и успешным предпринимателем. Несмотря на то что россыпное золото в губернии уже истощилось и «лихорадка» закончилась, прииски Петра Кузнецова по-прежнему приносили доход.
А еще он финансировал Первую Амурскую экспедицию, организованную генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Николаевичем Муравьевым-Амурским. Как сообщают источники, в 1854 году он пожертвовал на эти цели 100 тысяч рублей серебром. А всего на различные предприятия по освоению Приамурья Петр Иванович потратил колоссальную по тем временам сумму в 2 миллиона рублей.
Продолжили просветительскую деятельность и дети Петра Ивановича. Стоит отметить, что у сотрудников Красноярского краеведческого музея к династии Кузнецовых отношение особое. Ведь само рождение музея – инициатива семьи Матвеевых, Иннокентия Алексеевича и Юлии Петровны. А Юлия Петровна – дочь Петра Ивановича Кузнецова. Супруги передали музею первые коллекции экспонатов. Одним из них является полотно Василия Сурикова «Милосердный самаритянин» – подарок художника Петру Кузнецову.
Наследие Гадаловых
Другой известнейшей купеческой династией Красноярска были Гадаловы. Петр Герасимович Гадалов начал свою деятельность в городе на Енисее в 1857 году с того, что арендовал у купца Михаила Коростелева лавку на Воскресенской улице (ныне проспект Мира) за 40 рублей в год.
Тяга ко всему новому
Занимался торговлей мясом, рыбой, алкоголем, золотыми и серебряными вещами. Не брезговал и ростовщичеством. К середине 70-х годов XIX века Петр Гадалов стал крупнейшим владельцем красноярской недвижимости – он активно занимался скупкой домовладений и строительством.
На рубеже веков семье Гадаловых принадлежала уже половина всей торговли Енисейской губернии. Они заключали торговые договоры почти со всеми странами мира, завозя в Сибирь товары из Европы – Швейцарии, Голландии, Германии. Выпускались настоящие рекламные проспекты товаров, продающихся в магазинах Гадаловых.
Но не только богатством и предприимчивостью прославилась эта династия. У Гадаловых была невероятная тяга ко всему новому. Благодаря им жители Красноярска впервые познакомились с такими достижениями цивилизации, как электрическое освещение, телефон, автомобиль. Первая в Красноярске динамо-машина, дающая электроэнергию для освещения, была установлена в доме Гадаловых. Первый частный телефон соединил принадлежавшие семье пристань и три дома. До этого телефон был установлен в Красноярске только в помещении государственного банка, где он соединял два этажа.
И первый кинотеатр в Красноярске был также открыт представителями этой династии.
Судоходство на Енисее
Но особая роль принадлежит Гадаловым: самому Николаю Герасимовичу и его сыновьям Николаю Николаевичу и Александру Николаевичу – в создании регулярного судоходства на Енисее. Первый пароход «Москва» был приобретен красноярскими предпринимателями в Германии в 1882 году. Его изготовила известная судостроительная компания «Кнопп». Пароход доставлялся в Красноярск по частям и собирался уже на месте. Затем Александр Николаевич Гадалов приобрел у того же «Кноппа» второй пароход, носящий имя «Дальман». На Енисее он получил новое имя – «Дедушка». С течением времени Гадаловы содержали на Енисее уже целую флотилию, из которой наибольшая известность досталась «Святителю Николаю». Ведь на нем плавали два правителя России. Сначала, в 1891 году, «Св. Николай» перевез через Енисей цесаревича Николая, а затем, в 1897 году, на том же самом пароходе проследовал в ссылку Владимир Ульянов.
Гадаловскому пароходу повезло. Благодаря пребыванию на нем вождя российской революции «Св. Николай» стал музеем, на котором в советскую эпоху побывало бесчисленное множество экскурсантов. А после краха Советского Союза настало время вспомнить и о другом именитом пассажире – Николае II.
Кстати, останавливался в Красноярске цесаревич тоже в гадаловском доме – том самом, который впоследствии стал магазином «Детский мир». В краеведческом музее существует легенда, что в их фондах находится посуда, которой пользовался будущий император, отдыхая в доме Гадалова после утомительного путешествия.
Золото и архитектура
Помимо судоходства, Гадаловы внесли огромный вклад в развитие золотопромышленности региона. Енисейская золотая лихорадка выбрала все «легкое» золото, которое можно было добыть примитивной промывкой песка в ручьях и реках. Кстати, о том, что благородный металл добывали чуть ли не в самом Красноярске, свидетельствует даже топонимика. Известное всем красноярцам название Роев ручей имеет вполне очевидное «старательское» происхождение.
Однако к концу XIX века на территории Енисейской губернии осталось только трудноизвлекаемое золото. Чтобы добывать его, необходимо было внедрять новые методы и оборудование. И здесь пионерами также выступили Гадаловы. Они первыми внедрили добычу благородного металла с помощью драг. О том, насколько уже в то время были развиты мировые торгово-кооперационные связи, свидетельствует хотя бы то, что техника была закуплена… в Новой Зеландии. Тогда именно там изготавливалось самое передовое золотодобывающее оборудование. Благодаря технологическим новациям созданная Николаем Николаевичем Гадаловым в 1903 году «Александровская золотопромышленная компания» стала самым успешным золотодобывающим предприятием Енисейской губернии в начале XX века. Достаточно сказать, что за 16 лет работы компания добыла свыше тонны золота.
В завершение стоит подчеркнуть, что благодаря Гадаловым Красноярск получил не только достижения прогресса, например, динамо-машину и телефон. Благодаря Гадаловым возникли самые красивые здания Красноярска. Это и упомянутое выше здание «Детского мира», и художественный музей имени В. И. Сурикова, когда-то бывший усадьбой Веры Гадаловой. Кстати, именно в этом здании в 1913 году останавливался знаменитый норвежский путешественник Фритьоф Нансен. Как известно, Нансен посетил Красноярск после одной из своих полярных экспедиций. Доплыв из Норвегии через Карское море до Енисейского залива, он продолжил дальнейший путь на лошадях и прибыл в Красноярск, где ему устроили феерический прием. Достаточно сказать, что городская Дума выделила 500 рублей для устройства праздничного обеда.
Революция и Гражданская война разрушили «империи», созданные Кузнецовыми и Гадаловыми. Но остались построенные ими дома. Остались картины Сурикова, которые, возможно, не были бы написаны, если бы молодому художнику не помогли получить образование. Осталась часовня Параскевы Пятницы. Остался краеведческий музей. И, что самое важное, добрая память, которая возвращается к нам после долгих лет забвения.
Материалы для подготовки публикации предоставлены Красноярским краеведческим музеем