Преодолеть дистанцию Сегодня высшее образование можно получить не выходя из дома

Преодолеть дистанцию Сегодня высшее образование можно получить не выходя из дома

В эпоху глобализации и молниеносного развития информационных технологий дистанционное образование становится все более реальной альтернативой традиционному. По утверждению экспертов, в перспективе до 90 процентов высшего образования в мире и России будет именно дистанционным. А что сегодня? Наш корреспондент с помощью авторитетных экспертов попытался взвесить все за и против.

Образование в эфире

«Эфирные университеты». Так премьер-министр Великобритании Харольд Уилсон в середине прошлого века предложил называть учебные заведения, занимающиеся дистанционным образованием (сигнал эфирного телевидения заменял в то время Интернет). Однако в Старом Свете термин этот не прижился – новый вид получения знаний очень быстро встал на одну ступеньку с классическими способами преподавания и перестал быть чем-то неуловимо непонятным. В России же такая форма обучения была узаконена Министерством образования лишь в 1997 году. Спустя полтора десятка лет практически каждый крупный вуз страны и многие средние специальные учебные заведения имеют в своем составе центр дистанционного образования или предлагают заочное образование с использованием дистанционных технологий.

Но пока дистанционное образование не переживает пика своей востребованности.

Игорь Николаевич Сушкин, заведующий отделением дистанционного образования Сибирского федерального университета, говорит, что последние пять лет количество желающих учиться «с удаленным доступом» остается стабильным. По свидетельству же Нины Матвеевны Большаковой, ответственного секретаря приемной комиссии Красноярского государственного педагогического университета, образование с применением дистанционных технологий обучения (именно так официально называется дистанционное образование) пользуется спросом в основном у абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и проживающих в отдаленных районах края.

В общем, потенциал развития краевого дистанционного образования просто огромный. Ведь, как правило, исключая для себя возможность такой формы получения знаний, абитуриенты руководствуются лишь мифами.

Миф первый. Дешево, быстро и некачественно

Дистанционное обучение можно получить быстрее, стоимость его на порядок ниже. А потому качество знаний сомнительно.

Этим утверждением мы обязаны в первую очередь многочисленным фирмам и фирмочкам, существующим лишь в Интернете. В среднем за десять тысяч рублей в семестр они предлагают получить квалификацию менеджера и юриста, психолога и экономиста. Для справки: обучение по специальности «менеджмент» в Красноярском государственном педагогическом университете им. А. П. Астафьева с применением дистанционных технологий стоит 13 тысяч рублей в семестр, стать дипломированным экономистом на отделении дистанционного образования Сибирского федерального университета можно за 27,5 тысячи рублей. Срок обучения – такой же, как и на обычном заочном отделении.

Почему так? Потому что вузы, имеющие аккредитацию и лицензию, вкладываются в организацию образовательного процесса, а сайты из серии «Стань юристом за полгода» всего лишь декорируют оцифрованными лекциями из вузовских учебников технологию отъема денег у населения.

Миф второй. Не диплом, а «бумажка»

По окончании обучения с применением дистанционных технологий выдается «бумажка», не имеющая ничего общего с дипломом государственного образца.

«Бумажку» вместо диплома есть шанс получить и при очном обучении. Если вы доверили свое образование ИП Пупкину. Поэтому, выбирая источник знаний, нужно обращать внимание на его легитимность. Правило простое – если вуз имеет аккредитацию, значит, он может выдавать дипломы с гербовой печатью. Списки аккредитованных учебных заведений можно посмотреть на сайте Роскредитагентства или на портале государственных услуг.

Миф третий. С «дистанционкой», но без работы

Работодатель неохотно принимает в штат сотрудников, которые постигали азы профессии дистанционно. Особенно это касается первого высшего образования.

– Наша статистика все же свидетельствует в пользу традиционных форм получения знаний, – констатирует Нина Матвеевна Большакова.

Парадокс, но дистанционные технологии требуют от студента гораздо больше активных личных усилий, чем обучение в «реальном» режиме.

Для большинства вчерашних 11-классников такая учеба – «халява» и «халтура», а вот для людей в возрасте, уже имеющих высшее образование и работающих, это единственный и очень удобный способ повышения своей квалификации.

– По отзывам работодателей, человек, сознательно сделавший выбор в пользу дистанционного образования и осознанно его получавший, более самостоятелен в своих решениях, он не понаслышке знаком с тайм-менеджментом, организован, меньше нуждается в контроле и, по сути, на старте имеет больше преимуществ перед коллегами, – рассказывает Игорь Николаевич Сушкин.

Миф четвертый. Если вы с компьютером на ты

Дистанционное образование подходит лишь тем, кто в совершенстве владеет компьютерными технологиями.

Опытному пользователю ПК будет легче осваивать программы дистанционного образования – педагоги это признают. В то же время каждый вуз, предлагающий «дистанционку», старается создавать территориальные центры со всем необходимым для образовательного процесса оборудованием и библиотекой, куда студент может приходить при отсутствии у него технической возможности работать самостоятельно. КГПУ, например, имеет восемь таких ресурсных центров, расположенных в наиболее удаленных от Красноярска районах. В планах вуза к 2014 году открыть подобные заведения в каждом районе. Работают в районах края и центры отделения дистанционного образования СФУ.

Век живи – век учись

Знаменитое изречение Козьмы Пруткова материализовалось сегодня в концепцию непрерывного образования. Чтобы соответствовать запросам работодателей, современный человек вынужден каждые 8–10 лет кардинально обновлять запас знаний. В среднем именно за такой промежуток времени наука делает резкий скачок вперед. При таком раскладе количество тех, кто станет получать второе, третье, а иногда и четвертое профессиональное образование, будет в несколько раз превышать число студентов «после школы». Этот фактор, а также развитие и повсеместное распространение информационных технологий рисуют перспективы удаленного способа получения знаний в самых ярких цветах.

– До 90 процентов высшего образования в мире и России будет дистанционным. Рано или поздно мы к этому придем, – считает Игорь Николаевич Сушкин.

 

Справка

Дистанции разной длины

Учебные заведения, предлагающие программы дистанционного образования, можно разделить на три категории:

1. Традиционные университеты, предлагающие онлайн-обучение.

Качество очного и дистанционного образования практически тождественно. Присвоение квалификации подтверждается дипломом.

2. Провайдеры корпоративных тренингов, курсов повышения квалификации.

Образовательные программы формируются исходя из индивидуальных потребностей заказчика. Окончание подтверждается сертификатом.

3. «Натуральные» дистанционные университеты.

Такие учебные заведения реализуют только дистанционную форму обучения. В России таких, имеющих государственную аккредитацию, немного.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

30 июня 2022
«Мир Сибири» готовится и ждет
В этом году, впервые с начала пандемии, «Мир Сибири» пройдет в Шушенском  в реальном, а не в онлайн-формате. Соскучились по
И тракт, и музей, и завод
Обычно, вспоминая знаковые события почти двухсотлетней давности, мы можем «иллюстрировать» их лишь силой своего воображения. Но благодаря уникальной коллекции первого фотографа
28 июня 2022
В попытках остановить время
В одной из наших предыдущих бесед с членом Общественной палаты Красноярского края, директором Института государственного и муниципального управления при правительстве