Инфекционные заболевания уже давно не имеют средневекового масштаба, когда от холеры или чумы вымирали целые города. Но означает ли это, что мы можем спокойно забыть о них? Увы, нет. И эпидемия Эболы, которая охватила сразу несколько государств, – пример того, как на фоне зыбкого благополучия таятся коварные возбудители заболеваний, готовые вырваться на свободу в любой момент. О том, как не допустить этого, мы говорим сегодня с главным внештатным специалистом по инфекционным заболеваниям министерства здравоохранения Красноярского края Еленой Тихоновой.
«Сюрприз» из Африки
– Елена Петровна, ситуация такова, что сейчас мы, жители Сибири, больше опасаемся экзотической Эболы, нежели более вероятных для нас описторхоза и гриппа. Говорят, что заболевшие лихорадкой скоро могут появиться в России?
– Это маловероятно. Даже в Москве и Санкт-Петербурге, которые имеют прямое авиасообщение со странами Африки, появление заболевших Эболой вряд ли возможно.
По данным Всемирной организации здравоохранения, на начало октября общее число пострадавших 7 178, из них 3 378 уже умерли. В основном случаи регистрируются в Гвинее, Сенегале, Сьерра-Леоне, Либерии. Это страны, являющиеся природным очагом заболевания.
Там есть источники инфекции, прежде всего летучие мыши. Источником является в том числе человек, причем если он уже выздоровел, опасность заразить других людей сохраняется на протяжении двух-трех недель. Что касается России, то известно, что на 7 октября из стран Западной Африки, которая является природным очагом, прибыло 557 студентов, в основном в Москву. Все они изначально находились под наблюдением, сейчас специалисты следят за здоровьем более 200 из них. Все зависит от инкубационного периода – вдруг кто-то из них переболел и потенциально может быть заразен? По данным ВОЗ, ожидается, что лихорадка Эбола продолжит свое распространение в Европе. И, по прогнозам специалистов, в самой Африке могут заболеть до 1,4 миллиона человек, если не будут приняты все необходимые меры.
А почему там идет распространение? Страны, где регистрируются случаи заболевания, не соблюдают противоэпидемические мероприятия в полном объеме. Оставляют умершего без захоронения. Могут осматривать больного человека без средств защиты (без масок, перчаток). Фактором передачи инфекции является кровь. В связи с этим возможно попадание инфекции в организм здорового человека через царапины, повреждения кожных покровов и т. д. В России мала вероятность распространения, потому что вряд ли сейчас кто-то поспешит в Африку на фоне сообщений, которые приходят оттуда…
– От чего зависит способность выздороветь?
– Заболевание отнесено к особо опасным, с высокой летальностью, пациенты умирают от кровотечения, которое невозможно остановить… Благоприятный исход будет зависеть от ранней диагностики и адекватного, вовремя начатого лечения.
– И никто сейчас не знает, как справиться с Эболой?
– Почему, знают. Существуют разные препараты, имеющие общий механизм воздействия на РНК-вирусы (вирусы, поражающие РНК клетки). Это те же препараты, которые используются при лечении таких вирусных заболеваний, как гепатит С, но в больших дозах. Кроме того, уже сейчас используют сыворотку, изготовленную из крови иммунизированных животных, переболевших людей.
– То есть болезнь все-таки излечима?
– Ну 100 процентов гарантии излечения никто не даст. Есть лишь препараты, которые могут облегчить состояние больного и, возможно, помочь ему выздороветь. Сейчас вакцины делают, в том числе и за рубежом, на основе иммуноглобулина класса G (это антитела, которые будут связываться с антигенами возбудителя), препарата из крови переболевших людей. У нас в России над вакциной работает государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» в Новосибирске. Если гипотетически предположить, что у нас в Красноярске появится больной лихорадкой Эбола, его сразу же отправят туда. Именно в Новосибирске есть обсервация для больных с особо опасными инфекциями.
– Но лихорадка Эбола обнаружена еще в 70-е годы XX века. Почему до сих пор не придумано ничего эффективного для борьбы с ней?
Лихорадка Эбола – природно-очаговое заболевание для Африканского континента, то есть имеются определенные климатические условия, природный резервуар – летучие мыши, зеленые мартышки. Сами они не болеют, но являются переносчиками инфекции.
Возбудители не исчезают
– Но заразиться можно не только Эболой. В таких странах, куда сейчас очень любят выезжать, – в Турции, Таиланде, немало специфических инфекций. Я читала, к примеру, что еще в советское время наши ученые ездили в Таиланд помогать бороться с проказой, и сейчас она тоже никуда не исчезла…
– Возбудители никуда не исчезли. Например, заболевание сибирской язвой регистрировалось в XIX–XX веках. Но и сейчас единичные случаи встречаются на территории края. И это не удивительно: возбудители сибирской язвы могут храниться столетиями в почве. В Таиланде природно-очаговым заболеванием является лихорадка Денге. Переносчик инфекции – комар «кусака египетская», у нас таких нет.
– Не думаю, что люди, которые едут на отдых в тот же Таиланд, имеют представление о такого рода опасностях…
– Настороженности нет. Но благодаря тому, что в СМИ все чаще поднимают эту тему, некоторые уже спрашивают: собираюсь в Таиланд или Турцию, чего там нужно опасаться? Конечно, надо быть внимательным. Основными симптомами лихорадки Денге являются высокая температура, гиперемия лица, склер, боли в мышцах. В общем анализе крови отмечается снижение уровня тромбоцитов, что объясняет возникновение геморрагического синдрома. Можно привезти из-за границы и глистные инвазии, мигрирующую личинку – анкилостомидоз. Источником инфекции являются собаки, которые выделяют яйца данных глистов в окружающую среду (почву, песок). Люди инфицируются, если ходят босиком по песку на пляже или лежат на песке без лежаков. Заболевшие жалуются на то, что под кожей что-то шевелится, двигается, зудит. Ну и кишечную инфекцию очень легко в Таиланде подхватить. Там же, по большому счету, антисанитария. Разрезанные фрукты продаются на лотках. Можно выпить некипяченой воды и заразиться амебиазом. А он легко может перейти в хроническую форму, постоянно будет хроническое расстройство желудка, возможно образование абсцессов в кишечнике и печени.
Есть еще шистосомоз – этой инфекцией болеет половина жителей Египта и Таиланда, где есть природные очаги. Можно искупаться в море, а потом приехать домой и страдать от частого мочеиспускания с кровью. Заболевание это паразитарное и, увы, нередко встречающееся. Глистных инвазий очень много, поэтому после путешествия в экзотическую страну, если у вас появились какие-либо симптомы, – сразу обращайтесь к врачу, а не лечитесь самостоятельно.
– Все эти болезни у жителей Сибири появились не так давно, в Красноярске, возможно, еще поставят верный диагноз, а вот, к примеру, в Ачинском районе…
– В Ачинске вам тоже поставят диагноз. На нашей кафедре организовано последипломное обучение врачей-инфекционистов, терапевтов по актуальным вопросам инфектологии, проводятся конференции, клинические разборы, где идет постоянное обучение врачей.
Заражают лисы и собаки
– У нас в краевой больнице открылся пару лет назад кабинет такого паразитарного заболевания, как эхинококкоз… В организм попадает возбудитель, внутри начинает расти что-то вроде кисты. Неужели у нас так много таких пациентов?
– Дело в том, что это заболевание (иногда оно скрывается под маской онкологического) поздно диагностируется, в том числе из-за медленного развития кист. Ранее, если даже больной оперировался, он не всегда вставал на диспансерный учет к инфекционисту поликлиники, не получал антигельминтную противорецидивную терапию. Сейчас все изменилось. Источником заражения здесь являются собаки, лисы. Попав в организм человека, личинка начинает расти в печени, легких, образуя пузырь. Растет она медленно, постепенно вызывая атрофию тканей органов, первые симптомы заболевания могут появиться спустя 5–10 лет с момента инфицирования. Поэтому больной приходит уже на поздних стадиях болезни. Сегодня почти 250 человек состоят на учете в кабинете (мы обследовали и выявляли случаи заражения и у членов семьи больных). Есть четкий алгоритм, как действовать.
– Чтобы возникло такое страшное заболевание, достаточно просто погладить собачку и не помыть руки?
– Конечно! Но вы можете и не гладить собаку, а просто пойти в лес, собрать ягоду и полакомиться ею, не помыв предварительно… А ведь в лесу живут лисы, которые являются переносчиками гельминтов.
– Не могу не задать вопрос про гепатит С: заболеваемость растет, а чтобы попасть на бесплатное лечение, нужно годами стоять в очереди…
– Да, это заболевание поздно выявляется, оно может протекать бессимптомно. Не зря ему дали название «ласковый убийца». Заболеваемость поэтому и растет. А средств на лечение гепатита выделяется недостаточно для того объема больных, который есть. И сейчас получают возможность пройти лечение только те, у кого болезнь в запущенной форме. Но и среди них, увы, тоже есть очередь. Лечение очень дорогое. Стоимость одного укола от 7 до 11 тысяч, плюс таблетки тоже порядка 6 тысяч за упаковку. Это комбинированная терапия, которую получает пациент за счет государства, если он смог попасть в программу. Но не нужно думать: если очередь, то выход только один – ждать смерти. Сегодня у нас есть альтернатива зарубежным препаратам – пролонгированным, когда укол делается раз в неделю. Есть препараты отечественного производства, короткого цикла, которые выводятся через 24 часа. Правда, такой препарат первый месяц нужно ставить каждый день, а потом три раза в неделю. Конечно, уколов больше, нежелательных явлений больше, это температура каждый день, но надо терпеть, если хочешь выздороветь! Стоимость инъекций на месяц – тысяч 13… Сейчас появились и наши отечественные препараты пролонгированные, которые дешевле, – альгерон, к примеру. Препараты сложнее переносятся, но они также эффективны и ничуть не хуже излечивают. На начало терапии мы госпитализируем в стационар на две-три недели и бесплатно лечим. У нас много пациентов, которые уже несколько лет как забыли, что такое гепатит С, а лечились именно нашими препаратами…
– Странно, никогда не слышала о такой альтернативе, хотя сделала уже не один текст про то, как помочь больным с гепатитом В и С. Конечно, кому выгодно сегодня рассказывать о дешевых и эффективных препаратах…
– Люди должны лечиться вне зависимости от своего материального благосостояния. Такие больные приходят ко мне, я успокаиваю и говорю, что этот диагноз – еще не приговор.
– Возможно минимизировать побочные эффекты лечения?
– Да, мы назначаем препараты, которые поднимают уровень лейкоцитов, тромбоцитов, эффективны и при выпадении волос, депрессии.
– Что можно сказать про гепатит В?
– Увы, он лечится гораздо хуже. Это ДНК-вирус, он встраивается в геном клетки, и организм просто не идентифицирует вирус как угрозу, не борется с ним. Это заболевание – как ВИЧ-инфекция. На всю оставшуюся жизнь. Здесь ситуация гораздо сложнее. Увы, он чаще всего приводит к первичному раку печени. Но ведь не все так мрачно, от гепатита В есть прививка! Я всем говорю: прививайтесь!
– А здесь тоже есть отечественные препараты для лечения?
– Нет. Только импортные препараты, 9 тысяч в месяц. Лечение гепатита В от 3–5 лет и более.
– Но хоть инвалидность-то такие пациенты получают?
— Насколько я знаю, инвалидность у нас пациенты получают только при циррозе.
Ревакцинация обязательна
– Хорошо, раз мы заговорили про прививки, хочу и такой вопрос задать: дочь моей коллеги заболела коклюшем, хотя была привита. Значит, прививки на самом деле не способны защитить?
– А какую прививку она поставила? Дело в том, что у нас есть прививка АКДС (куда входит коклюшный компонент), а есть еще АДСМ, без коклюшного компонента.
– Насколько я знаю, она сделала самую обычную прививку, с коклюшным компонентом.
– Дело в том, что прививка могла и не сработать, потому что поставлена была неверно. Возможно, ребенок в это время был болен – к примеру, ОРЗ. А надо выждать после выздоровления две недели как минимум, оптимально – месяц. Возможно, сразу после прививки ребенок заболел. А может, у него глисты – острицы или аскариды, они тоже снижают формирование поствакцинального иммунитета. Тут нюансов очень много.
– Понятно, а как вы относитесь к антипрививочной кампании?
Лично я – за прививки. Потому что они защищают от болезней. Стали активно прививать против эпидемического паротита – уровень заболеваемости сразу пошел вниз, а ведь ранее у нас было очень много пациентов с таким диагнозом, который может иметь тяжелые осложнения, вплоть до бесплодия у мужчин. Исчезла корь – и сейчас мы фиксируем случаи только у тех пациентов, которые приехали к нам из других территорий.
Что касается вирусных гепатитов, у кого сделана прививка против гепатитов А и В, тот не болеет. Единственное, что надо помнить: вакцины защищают вас на определенный промежуток времени, поэтому нужны ревакцинации. Обратитесь к своему участковому врачу, и он вам расскажет, какие анализы нужно сдать, чтобы проверить напряженность вашего поствакцинального иммунитета.
– У каждого этот уровень титров свой, несмотря на то что прививка может быть сделана одновременно.
– Да, у всех по-разному формируется иммунитет.
– Многие утверждают, что прививки имеют немало побочных эффектов.
– Если прививка поставлена правильно, с учетом состояния здоровья ребенка или взрослого, побочные эффекты можно минимизировать. Если есть аллергия, неврологические заболевания, нужно со специалистами обязательно посоветоваться, то есть подготовиться к прививке.
– Возможно, людям сложно поверить в то, что существует до сих пор корь, столбняк и т. д. Но вот почему-то люди зачастую не хотят делать прививку от клещевого энцефалита, хотя случаев заражения немало. Каждый год регистрируются летальные исходы. Но все считают: иммуноглобулин – вот это защита…
– Иммуноглобулин (готовые антитела) защищает на очень краткий промежуток времени, а прививка – на 2–3 года. А наш край является природным очагом по клещевому энцефалиту. Поэтому лучше привиться.
– У нас в последнее время очень большое распространение получили кабинеты, где с помощью компьютера «выявляют» паразитов, или еще предлагают найти паразитов в капле крови. Насколько это эффективно?
– Я за традиционные способы диагностики. Все паразиты имеют перекрестные антигены – и аскарида, и острицы: белки их оболочки одинаковы. Поэтому очень легко ошибиться, к примеру, спутать один вид паразита с другим. К примеру, диагностика по методу Фолля может показать несколько паразитов, а в организме есть только один. Или еще по радужке глаза тоже что-то определяют… У меня сразу вопрос: и что, широкий лентец прямо оттуда ручкой помахал? Я не считаю эти методы достоверными.
– Но некоторые люди и без таких методов диагностики обходятся: мол, сейчас у всех паразиты, на всякий случай пропью вот эти БАД или ребенку дам…
– БАД – это для здоровых людей. Никто не отменяет народные средства – кору осины, тыквенные семечки, пижму… Я всегда предлагаю пациенту: давайте мы вначале пролечимся традиционными препаратами, но так как они все токсичны и применять их можно только раз в полгода, для закрепления эффекта пропьем сбор или БАД. Но опять же, нельзя сказать про биологические добавки, что они помогают от всех глистов, нет.
– А есть какие-то универсальные советы, как не заболеть инфекционными заболеваниями?
– Соблюдайте санитарно-гигиенические нормы. Если против той или иной инфекции есть прививка – поставьте, не пожалеете. И любите себя. Потому что человек, который себя любит, старается правильно питаться, заниматься спортом и вообще вести здоровый образ жизни.
Елена Петровна Тихонова
Окончила Красноярский государственный медицинский институт по специальности «педиатрия» в 1982 году.
С 1982 по 1984 год обучалась в клинической ординатуре на кафедре детских инфекций.
В 2003 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук на тему «Клинико-иммунологические нарушения при хронических гепатитах В и С и их метаболическая коррекция».
В 2005 году награждена знаком «Отличник здравоохранения РФ».
В настоящее время – заведующая кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии лечебного факультета КГМУ, главный внештатный специалист министерства здравоохранения Красноярского края.
Хобби – здоровый образ жизни (баня, лыжи).