Приключение журналиста в Заэкранье

С 1 мая все российские кинотеатры должны перейти на систему «электронного билета» – так распорядился президент России Дмитрий Медведев. По сути, бизнес пытаются «опрозрачить» – для получения более четкой картины по размеру его денежных оборотов.

Приключение журналиста в Заэкранье С 1 мая все российские кинотеатры должны перейти на систему «электронного билета» – так распорядился президент России Дмитрий Медведев. По сути, бизнес пытаются «опрозрачить» – для получения более четкой картины по размеру его денежных оборотов.

Кинобизнес в нашей стране развивается семимильными шагами. В начале 2000-х годов 2 млн долларов кассовых сборов второй «Невыполнимой миссии» считались сверхрезультатом. В минувшие зимние месяцы «Аватар» молотом скандинавского бога Тора прошелся по отечественному кинозрителю и положил в свою прокатную копилку больше сотни миллионов «зеленых».

По следам Хейли

Там, где в ход идут большие деньги, подключается государство. Ведь российская киноиндустрия, несмотря на свою популярность, вещь специфическая – и регуляторов в ней пока очень мало. Журналисты часто слагают о кинобизнесе мифы и легенды. Ведь многим акулам пера кажется: нет ничего проще, чем говорить и писать о кино. А воспользовавшись появлением законопроекта Медведева, многие СМИ начали заявлять: «В кинопрокате процветает воровство! Кинотеатральных воротил нужно прижать к ногтю!» Хотя глубоко вникнуть в процесс и постараться понять, чем живут сегодняшние российские и красноярские кинотеатры, какие проблемы существуют в отрасли, почему прокатчики не любят брать в репертуар фестивальные картины, не пытается практически никто, во всяком случае, в краевой прессе.

«Наш Красноярский край», как главная газета региона, решил замахнуться ни больше ни меньше на лавры Артура Хейли – писателя таких известнейших «профессиональных» романов, как «Отель», «Аэропорт», и других, не менее интересных. Я, журналист Владимир Пермяков, несколько лет проработал в красноярских кинотеатрах и хорошо понимаю, что собой представляет отрасль изнутри. С сегодняшнего дня мы начинаем серию производственных очерков под названием «Кинобизнес изнутри». По сути, для красноярской журналистики это новый жанр. Не просто очередное «Испытано на себе: журналист один день работал инспектором ГИБДД», а попытка окунуть читателя в мир кинотеатров и кинопрокатчиков, показать ему «изнанку» современного российского «муви-бизнеса» и проанализировать все то, чем сейчас живет отрасль и что в ней необходимо изменить в первую очередь.

Кино – двигатель

Кино – не просто коммерция. Это огромный социально-культурный пласт современной общественной жизни. Свой вечерний или выходной досуг средняя красноярская семья зачастую проводит в мультиплексах. Сделал покупки в торгово-развлекательном центре, пообедал в кафе – и в кинозал, на очередную громкую премьеру! Кино – продукт массовый. Экранов в Красноярске предостаточно, что позволяет кинотеатрам подбирать репертуар на любой жанровый вкус, за некоторыми артхаусными исключениями. Мультиплекс не маловместимый театр или концертный зал. Здесь практически 24 часа в сутки «крутят развлечение» – выбирай удобное время, садись в кресло и на два часа выходи в кинематографическую реальность вместе со звездами Голливуда.
Мы уже не говорим о том, что для гостей Красноярска из краевой глубинки посещение кинотеатра – важное культурное событие. К сожалению, в большинстве городов и районов края кинобизнес совершенно не развит, о чем, кстати, пойдет речь в одном из материалов спецпроекта. Поэтому побывать в краевом центре и не посмотреть «Алису в Стране чудес» или «Битву титанов» в трехмерных очках, извините за пафосное сравнение, как отдохнуть в Санкт-Петербурге и не зайти на Дворцовую площадь. Сейчас именно кинобизнес двигает индустрию городской торговли и развлечений. Если репертуар в кинотеатрах слабый – падает выручка в ближайших кафе, барах и магазинах. Исключение – большие российские праздники, такие как Новый год. Но российские кинопрокатчики давно ставят именно на «красные дни календаря» и в эти дни стараются выпускать на экраны наиболее коммерческие картины.
Вместе с тем кинематограф, согласно заветам Ильича, по-прежнему одна из лучших форм для пропаганды государственности. Официально многие «ура-многобюджетные» блокбастеры российского образца финансируют частные студии. Неофициально в профессиональных кругах не скрывают: «Такие фильмы, как «Тарас Бульба» или «Утомленные солнцем: Предстояние», созданы не для того, чтобы окупиться в прокате. Задача кинолент – продвинуть патриотические идеи, поэтому для продюсеров все давно просчитано». Полярный пример – это продвижение уже не властных идеологем, а интересов бизнеса. Наши фильмы коммерческого класса «Дневного дозора» или «Черной молнии» переполнены рекламой сотовых операторов, кофе и прочих продуктов – так называемый «продакт-плейсмент». И, как опять же не скрывают в кулуарах киноиндустрии, такие ленты практически полностью снимаются и продвигаются на деньги, полученные от рекламодателей. А кассовые сборы, за вычетом того, что оставляется в кассах кинотеатров, идут создателям картин в «чистейший плюс».

То, что не убивает…

Кино – не только вечный развлекательный двигатель и инструмент идеологического маркетинга, но и технологически наиболее совершенный вид искусства, предназначенный для массового зрителя. По-другому «синеме» нельзя, отрасль на протяжении всей своей истории живет по принципу: «Идти вперед, чтобы не умереть». В свое время кинематографу предрекали смерть с появлением телевидения. Но переход на цвет, звук, «космические спецэффекты» и придание отрасли «клипово-развлекательных» оттенков, где упор делается на внешние красивости на большом экране, позволили кинематографу не только выжить, но и разбогатеть. Блокбастерные бюджеты в 200–300 млн долларов – это нормально. Провалы случаются редко. Да, например, по бумагам «Терминатор: Да придет спаситель» не собрал требуемой суммы. Но продажа телевизионных прав, ДВД, фирменной атрибутики, а также вовремя проведенный аукцион по реализации прав на киносерию позволили продюсерам картины Кубичеку и Андерсону остаться при «своих деньгах».
Сейчас кинобизнесу активно угрожает пиратство, особенно в интернет-сегменте. Потери от деятельности «флибустьеров» исчисляются сотнями миллионов долларов. На столь воровскую деятельность Голливуд ответил «Аватаром» и полным погружением кинозрителя в экранные события. За «трехмерьем» – кинобудущее, этот эффект сейчас не воспроизвести на домашнем кинотеатре. Студии «Дисней» и «Дримуоркс» уже сейчас выпускают все свои новые крупные мультфильмы в 3Д, а через 5–7 лет мы, по прогнозам, не увидим ни одного «плоского блокбастера». Да, пираты не дремлют и вскоре наверняка научатся воспроизводить трехмерную картинку и на домашних носителях. Поэтому сейчас важнейшая задача российского государства – начать наконец борьбу с повальным явлением «фильмо-корсарства». А не так, как происходит сейчас: все обо всем знают, на любом сайте можно скачать «пиратки» свежих картин, но никто ничего не делает, чтобы вывести ситуацию на рельсы законности. Тему борьбы с кинопиратством мы также собираемся затронуть, и довольно резко, в одном из материалов проекта.

Снять завесу

Основная же цель нашего спецпроекта: рассказать, что такое настоящий российский кинобизнес. Например, о том, как красноярским кинотеатрам нередко приходится идти в настоящий «Сталинград» с федеральными кинодистрибуторами, чтобы красноярцы могли посмотреть многие картины в удобном для себя формате. Мы постараемся ответить на множество вопросов, часто задаваемых читателями: «Почему мы платим за билеты в кино именно столько? Каким образом подбирается репертуар? Почему в городах, отдаленных от Садового кольца, нет возможности смотреть авторские картины на большом экране? Когда кинотеатры начнут строить не только в крупных городах? Какие новые кинотехнологии мы в будущем понаблюдаем?» И это далеко не все, а только начало. Читайте «Наш Красноярский край», следите за спецпроектом, и мы постараемся интересно, со множеством профессиональных историй и баек, с аргументами и фактами, приоткрыть для вас завесу, окружающую сложный, противоречивый и такой привлекательный мир российского и красноярского кинобизнеса.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности