Приключения елки, салюта и оливье

Краткий курс истории Нового года

Приключения елки, салюта и оливье Краткий курс истории Нового года

Сам по себе Новый год – чьим бы он ни был: китайским, мусульманским, яванским или нашим – дата условная, поскольку означает полный оборот нашей планеты вокруг Солнца. Тут все зависит от точки отсчета, а стать ею может каждый из дней.

 

Поэтому, если заглянуть во всемирную историю, празднование новолетия характеризуется широчайшим разнообразием дат. Только у нас, на Руси, этот день побывал и в марте, и в сентябре, и в январе – а из-за конфликта календарей появился даже сугубо наш и ничей больше старый Новый год. Но календари – отдельная тема. Важно, что праздник, на какой бы день он ни приходился, обрастал традициями и всевозможными суевериями – вполне безобидными, если, конечно, не принимать их всерьез. А то, к примеру, всем угодившим в ту самую «волшебную ночь» в больницу или в полицейский участок не следует ждать от следующих 364 дней ничего хорошего в силу расхожего «с кем год встретишь, с тем и проведешь»…

Но, по сути, в самом понятии «Новый год» главное слово – «новый», поскольку в природе человека заложены желание начать все с чистого листа и вера в то, что начинается цикл времени, в котором все будет по-другому и лучше, чем прежде. Тоже, конечно, суеверие, но очень оптимистическое…

Весна – осень – зима

До XV века Новый год в нашей стране отмечали 1 марта. Как пишет в своей книге «Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве» Григорий Георгиевский, первый весенний месяц был выбран потому, что на него часто приходилась Пасха, а это и есть подлинное начало церковного года, определяющее порядок евангельских чтений и даты многих праздников. «Вместе с этим основанием для начинания года с марта служило и древнее церковное верование, что именно в этом месяце получил начало видимый мир, человек и вся тварь… Однако до нашего времени не сохранилось никаких данных для суждения о том, в какой форме совершалось празднование этого дня Церковью, и даже было ли оно».

Зато когда Новый год в подражание грекам «переехал» на 1 сентября, празднования начались самые обширные, пышные и, что особенно интересно, подробно описанные. В том числе заезжими иностранцами. Адольф Лизек, участник посольства императора Леопольда к царю Алексею Михайловичу, стал свидетелем таких торжеств в 1675 году. «Митрополиты, епископы и игумены, по два в ряд, поздравляли с Новым годом царя, а потом патриарха, с низкими поклонами. Царь отвечал им небольшим наклонением головы, а патриарх благословением. После почтеннейшего духовенства царя приветствовали бояре и вельможи, кланяясь почти до земли, а за всех говорил князь Одоевский. Между тем с другой стороны один из епископов, от имени прочих и всего духовенства, в то же время приносил патриарху поздравления с Новым годом. Когда князь и епископ кончили свои речи, то военачальники, находившиеся на левой стороне, и бесчисленное множество войск, наполнявших площадь, и весь народ – все в одно мгновение ока ударили челом до земли. Это была поистине трогательная картина благоговейного почтения венценосцу».

После церемониальной части все шли на литургию, а после нее – по соответствующим званию «банкетам» – кто за царский стол, кто домой или в гости, а простонародье – угощаться вином и пивом, которыми была уставлена Красная площадь и ближайшие к ней улицы.

Вообще, чин «летопроводства» был куда более обширным, чем его описывает германский дипломат, но с такой пышностью встречали Новый год, помимо столицы, только в Новгороде и в Киеве. В прочих городах, надо полагать, все было проще. По-домашнему, короче говоря.

Чтоб привыкали к канонаде

Великий, отреформировавший все, что только можно, не обошел и Новый год – праздновать его стали 1 января, а летоисчисление вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Хотя известный новогодний указ царя датирован еще по-старому.

«7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему, великому государю, стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Царь приказал развешивать на воротах «некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки», а также палить из всего, что стреляет, – «в знак веселия». Относительно последнего новшества занимательное объяснение оставил прусский министр барон Фельд, которому царь будто бы сказал, что «чрез увеселительные огни я могу приучить своих подданных к военному пламени и в оном упражнять; поелику я приметил из опыта, что тем менее страшимся военного пламени, чем более привыкаем обходиться с увеселительными огнями».

Георгиевский добавляет к словам барона: «По-видимому, действительныя цели и ожидания императора оправдались вполне».

Соперничество с Рождеством

После смерти Петра многое из его наследия было намеренно забыто, в том числе и еловые ветки на воротах. Но в следующем веке новогодние традиции начинает перенимать близкий по времени великий праздник – Рождество Христово. Ель становится его символом. Тогда еще было далеко до приключений с календарями, поэтому отмечали его 25 декабря. Но пройдет еще столетие, и светский Новый год отберет у христианского праздника и елку, и подарки в носке – примерно таким манером ночью, тайком, подбрасывал деньги бедным людям епископ Мир Ликийских Николай. Потом Рождество с Новым годом разойдутся так, что новолетие будет приходиться на рождественский пост, а святитель Николай превратится в Деда Мороза, к которому в 1937 году добавят Снегурочку.

Но человеческая память – не телевизор, ее одним щелчком не переключишь на другую программу….

«– Во что мы будем играть? – спросила Владимира Ильича маленькая девочка. – Давайте скорее!.. Ну, во что же?

– Сейчас давайте водить хоровод вокруг елки, – предложил Владимир Ильич. – Петь будем, а потом в кошки-мышки…

– Согласны, согласны! – хлопая в ладоши, закричала девочка, и все другие хором за ней.

– Согласны? Ну так что же, за чем дело стало?.. Давай руку!.. Ну, живей, присоединяйтесь!

И мигом образовался большой круг детей и взрослых. Владимир Ильич пошел вокруг елки, и все за ним». (В. Д. Бонч-Бруевич, «На елке в школе».)

То, что многие из нас читали про новогоднюю елку, на самом деле было про елку рождественскую. Вообще может показаться парадоксом: в атеистическом государстве Рождество оставалось праздничным днем до своего полного запрета в 1929 году, но ни 31 декабря, ни 1 января не были выходными до самого конца 1947 года.

Новый год, конечно, праздновали – только без елки, она вместе с Рождеством попала под запрет. Но в 1935 году за нее вступился первый секретарь Киевского обкома Павел Постышев. «Правда» опубликовала его статью, вот цитата: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики, ославили это детское развлечение как буржуазную затею».

Поскольку автор был человеком весомым и наверняка рупором высочайшего мнения, Новый год с того времени начал приобретать знакомые нам очертания. В 1939-м Постышева расстреляют, а елка останется.

Шарики и пушки

Во время Великой Отечественной войны страна продолжала выпускать елочные украшения – разумеется, не в прежних масштабах и по новым технологиям, поскольку промышленность была переведена на военные рельсы. Например, делали их на кабельных заводах из остатков проволоки и фольги; шарики стали побочным продуктом электролампового производства – та же лампочка, только без цоколя. Остальное люди делали сами – вырезали из бумаги, находили эстетическое применение стреляным гильзам, колбам и пробиркам… Дед Мороз к мешку с подарками получал вдобавок автомат. Полиграфисты выпускали серии открыток «Новогодний привет героическим защитникам Родины!», а семьи военнослужащих могли получить от своих близких «Новогодний привет с фронта!».

Когда линия фронта перешла границы СССР, правительство решило провести грандиозный праздник под названием «Елка Победы». Проходил он в московском саду «Эрмитаж» с 26 декабря 1944-го по 20 января 1945 года.  Эта традиция возродилась год назад.

Селедка против буйства

Новогодний стол в России такая же традиция – он может быть каким угодно, однако есть в нем элементы, которые не меняются десятилетиями. Коротко расскажем историю двух таких блюд.

По одним данным, произошло это до революции, по другим – сразу после нее, но суть вот в чем. В тогдашних заведениях общепита для людей с «очень средним» достатком выпивка стоила значительно дешевле еды. (Сейчас – строго наоборот, особенно в ресторанах.) Посетители из экономии пренебрегали закуской, которая, как известно, еще и «градус крадет», в результате быстро теряли форму – и далее известные последствия в виде драк, разбитой посуды, поломанной мебели. Говорят, этим был особенно опечален Анастас Богомилов, владелец сети кабаков в Москве и Твери. Как приучить клиентов закусывать, он не знал. Выход нашел один из его московских поваров – Аристарх Прокопцев, который правильно понял задачу: надо придумать что-нибудь сытное, вкусное и, главное, дешевое. И он придумал – взял разделанную на кусочки селедку, покрыл ее слоем лука, вареной моркови, картошки, свеклы, а сверху полил маслом. Закуска пошла на ура. Неизвестно, привело ли это к снижению числа дебошей, но так или иначе Аристарх Прокопцев вошел в отечественную историю как изобретатель «селедки под шубой». Название, кстати, тоже его.

Согласно другой версии, дело было в 1918 году, и создатель блюда вкладывал в него революционный смысл: селедка как традиционная рабочая пища символизировала пролетариев, картошка – крестьян, а свекла – кровь, пролитую за освобождение тех и других.

Впрочем, в кулинарии стран с более-менее похожей «кормовой базой» трудно найти абсолютно оригинальный рецепт. Слоеные салаты из сельди, свеклы и прочих ингредиентов были известны в Скандинавии, Британии и других странах Северной Европы. Например, англичане добавляли туда тертое яблоко и пикули. В России готовили винегрет с селедкой. Неизвестно, знал ли об этом повар Прокопцев, в любом случае он молодец, и вообще спасибо ему. А майонез, который в его времена считался барским кушаньем, вошел в традиционную отечественную рецептуру «селедки под шубой» только в середине 60-х годов прошлого века, когда этот соус начали производить в больших объемах. Примерно тогда же пошла мода и на другие слоеные салаты из самых доступных продуктов – скажем, «Мимозу», для которой нужны рыбные консервы. Уж чего, а консервов этих в бедных советских магазинах было завались.

Тайна повара Люсьена

Салат оливье изобрел в начале XIX века Люсьен Оливье, повар трактира «Эрмитаж» на Трубной площади. Столичный краевед Владимир Муравьев в книге «Московские слова и словечки» приводит рецепт с пояснением, что это оливье образца 1904 года, периода его упадка, а подлинник француз унес с собой в могилу. Так что записывайте ингредиенты и сравнивайте с тем, что едим мы: «2 рябчика; 1 телячий язык; четверть фунта паюсной икры; полфунта свежего салата; 25 отварных раков или 1 банка омаров; полбанки пикулей; полбанки сои кабуль; 2 свежих огурца; четверть фунта каперсов; 5 яиц вкрутую. Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского масла».

Трактир, в котором творил этот самый Люсьен, считался заведением дорогим, соответственно, аристократическим. Ближе к концу столетия туда начала заходить публика попроще, студенты, например. Созданный им салат проделал тот же путь – только более радикально: из «князей»… нет, конечно, не в «грязи», но в нечто предельно доступное, в то, что готовится по принципу «берешь все, что завалялось в холодильнике».

Кстати, практически так же родилось другое известное блюдо – в бедных итальянских семьях все, что оставалось от обеда, выкладывали на тонкую лепешку и отправляли в каменную печь. Пицца завоевала весь мир, однако теперь никто не вспоминает, что она появилась на свет вследствие жесткой экономии продуктов. И советский оливье завоевал всю страну, основываясь на стремлении сделать нечто необычное из небогатого продуктового ассортимента.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 ноября 2024
На ней все держится
Молодые мамы становятся старше. По статистике, приведенной в проекте Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности, средний
Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это