Накануне 65-летия на предприятии «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева» побывала группа красноярских журналистов – лауреатов и победителей регионального этапа творческого конкурса «Вместе в цифровое будущее», который ежегодно организует компания «Ростелеком». Она же выступила и организатором этой поездки. Своими впечатлениями о ней делится наш корреспондент.
Фундамент будущего
В Железногорск, знаменитый красноярский спутникоград, въезжаешь с предчувствием ностальгии по прошлому. Здесь все немножечко «как тогда». Трех- и четырехэтажные дома «сталинской» архитектуры, не по-современному тихие зеленые улицы. Пробок на дорогах нет, уютно и несуетно. И если б не вывески модных магазинов и реклама на улицах, то ощущение, будто ты попал обратно в детство, в СССР, было бы абсолютным. В музее АО «ИСС им. М. Ф. Решетнева» оно еще больше усиливается. Здесь бережно хранят память о славном советском прошлом предприятия и его отцах-основателях – Сергее Павловиче Королеве и его выдающемся ученике Михаиле Федоровиче Решетневе, который возглавлял предприятие со дня его создания до своего последнего дня.
Их бюсты на самом видном месте. Советские грамоты, документы, книги почета. В отдельной витрине многочисленные награды академика Решетнева. Увесистые ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, сверкающая Звезда Героя Социалистического Труда. Вот заявление Решетнева на отпуск, 1955 год. И размашистое резюме Королева на нем: «отклонить». Отдыхать было некогда, люди работали на износ и жили по принципу «прежде думай о Родине, а потом о себе».
В Железногорске прошлое, настоящее и будущее страны неразделимы. На мощном советском фундаменте, созданном нашими великими предками, прочно стоит современная наука и развивается высокотехнологичное производство мирового уровня. Здесь работают наследники и продолжатели традиций Королева и Решетнева. Молодые, дерзкие, талантливые, они так же рвутся к звездам и мечтают о высоком.
Мы побывали в одном из КБ предприятия – в «Центре параллельного проектирования». В просторном зале без перегородок стоят десятки компьютеров, бьется передовая техническая мысль и рождается будущее. Экран во всю стену. Хорошие, умные молодые лица. Средний возраст специалистов, которые здесь работают, навскидку лет 30–35. Руководителю КБ, выпускнику СибГАУ имени Решетнева, как раз 35. Он увлеченно рассказывает о своей работе:
– Здесь мы проектируем малые космические аппараты – весом до тонны. Получаем техзадание от заказчика: нужен спутник для таких-то целей. И решаем: как он будет выглядеть? Какие антенны? Сколько аппаратов в одной плоскости будет летать? На какой ракете его доставим на орбиту? Нам нужно увязать все системы. Здесь у нас рождается проект спутника – условно говоря, его дизайн со всеми составляющими. Потом он рассылается во все функциональные отделы на проработку. Увязываются решения со всеми «системщиками». Мы стремимся к тому, чтобы использовать единую информационную среду – как физическую, так и программную. Можем пригласить сюда разных специалистов, посадить их рядом и вместе обсудить какие-то технические вопросы по будущему аппарату, проработать проект с разных сторон. При этом все понимают, что делает коллега рядом. Коллективное творчество, мозговые штурмы… Все могут видеть результаты работы на большом экране – изображение на него можно вывести с любого рабочего компьютера, вместе посмотреть и что-то оперативно обсудить.
– Как в «Гугле»? – замечает кто-то из коллег.
– Как в «Решетневе», – парирует инженер.
Специалисты этого молодежного КБ спроектировали уже более 1 200 аппаратов.
Тонкая работа
Нам рассказывают о том, что целый отдел на предприятии, это десятки инженеров, работает над защитой спутников от вредных космических воздействий. Что не все космические аппараты, отработавшие свое, сгорают в плотных слоях земной атмосферы – некоторые, наоборот, перед «смертью» поднимаются на более высокие орбиты и там продолжают накручивать обороты вхолостую.
А потом мы идем в самый что ни на есть космический цех – в испытательно-технический центр. Это огромное круглое здание с куполообразной крышей. 72 метра в диаметре, 25 – в высоту. Переодеваемся в белые халаты и шапочки, проходим через специальную камеру, где с нас сдувают пыль. В здании поддерживается давление чуть выше, чем снаружи, чтобы ни пылинки с улицы не попало сюда.
Здесь испытывают солнечные батареи, антенны и рефлекторы, которые полетят в космос в составе спутников. И небольшие, метров по пять в диаметре, и огромные, до 48 метров. Для того и нужно такое большое здание – чтобы без помех все развернуть, расправить. Здесь наглядно видишь, что космос рождается на земле. Ни один аппарат не поднимется на орбиту, пока не будет тщательно испытан со всех сторон. Меня больше всего поразили антенны из сетеполотна. Это такая «марля», сотканная из вольфрамовых нитей, покрытых золотом. Она в пять раз тоньше человеческого волоса. Цена квадратного метра – космическая! Антенна работает по принципу зонтика – в космосе его «спицы» расправляются, полотно со всеми его веревочками-проводочками натягивается, антенна начинает работать. И здесь есть нюанс: когда эта огромная антенна раскрывается, не дай бог ей за что-то зацепиться, а ниточкам – запутаться! Ведь рядом нет космонавта, который сможет что-то поправить. И вся многолетняя работа насмарку. Чтобы такого не случилось, «зонтик» антенны испытывают на земле годами, отрабатывая его укладку и раскрытие. А главное, все это делается вручную. Так же, как и собираются из отдельных элементов огромные солнечные батареи – одно крыло может достигать 44 кв. метров. Элементы пришиваются на кевларовую сетку, натянутую на углепластиковую раму, «космическими» нитками. Здесь каждый болт космический…
Уезжаю из Железногорска с мечтой: побывать здесь снова, поработать основательно и написать более подробно о замечательных людях, благодаря которым Россия зовется космической державой.
Наш ответ «Старлинку»
Самые актуальные проекты, над которыми работает сейчас предприятие, называются «Скиф» и «Марафон».
«Марафон» – это низкоорбитальная спутниковая система, предназначенная для обеспечения сервисов «интернета вещей», она предусматривает запуск на орбиту высотой 750 км 264 микроспутников. А система «Скиф» – это наш ответ «Старлинку». Она создается на базе 12 малых спутников, которые будут работать на орбите высотой 8 070 км и обеспечивать широкополосный доступ в интернет как минимум по всей стране. Запуск спутников намечен на 2026 год.