Деревня Усолка Дзержинского района отметила на днях свое столетие. Событие, безусловно, внушающее почтение, но и не из ряда вон – если бы не одно обстоятельство. Именно здесь находится единственная в крае и одна из немногих в стране сельская картинная галерея, в которой собраны работы ведущих мастеров живописи, скульптуры, керамики.
Основал ее – разумеется, при полном понимании и поддержке местных властей – самый знаменитый усольский уроженец, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Константин Войнов. Подарком к юбилею родной деревни стала его персональная выставка «Земное притяжение», отражающая все основные этапы творческого пути мастера.
Об уникальной деревенской галерее уже рассказано не раз, но все же сам факт ее существования служит иллюстрацией одного явления высокого порядка. По-настоящему большой художник (в широком смысле) познается еще и по тому, что не маскируется под среду и, как бы высоко его не занесло, никогда не прячет корни, а наоборот. Дмитрий Хворостовский, мировая знаменитость, живший и умерший в Лондоне, всегда подчеркивал, что он сибиряк, из Красноярска; и его любовь к малой родине была открытой и деятельной – вспомнить хотя бы постоянные благотворительные концерты в оперном… Точно такая же деятельная любовь у большого художника Константина Войнова, внесшего Усолку на российскую и мировую карту искусства – и галереей, и своим творчеством. И естественно, что его авторитет среди земляков велик. Когда на церемонии открытия выставки председатель районного совета депутатов Дмитрий Ашаев сказал, что «если бы такая космическая личность, как Константин Семенович, предложил построить здесь космодром, наверное, мы бы и за это взялись», то по-человечески это не такое уж преувеличение. Войнов, кстати, ответил, что ловит на слове и насчет космодрома подумает… Также, поблагодарив всех гостей (особенно приехавших специально ради этого события из Красноярска за триста с лишним километров), всех, кто помог в организации – руководство района и Дом искусств, художник отметил, что выставка посвящена не только вековому юбилею деревни, но и десятилетию музея и еще одной очень важной для него дате – столетию отца.
– В центре зала один из экспонатов, который называется «Родовое древо». Идея его такая: все жители Усолки, те, кто здесь родился или долго прожил, приносят сюда свои семейные фотографии и приклеивают на ствол, который постепенно оно покрывается «корой» – фотолетописью деревни. Кто-то уже ушел из жизни, кто-то только родился… Думая об этом, я очень люблю цитировать библейский текст, книгу Экклезиаста: «Род приходит и род проходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце и заходит солнце, и снова спешит к месту, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои… Все реки текут в море, но море не переполняется, туда, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь… Нет ничего нового под солнцем». Можно продолжать и продолжать эту цитату, но возникает мысль: не тот ли мы ветер, который возвращается на круги свои? Не те ли мы реки, которые возвращаются туда, откуда проистекли? И даже так, казалось бы, грустная фраза о том, что нет ничего нового под солнцем, на самом деле несет в себе очень глубокий смысл. Дело в том, что сущность человека неизменна. Как бы мы ни модифицировали свою жизнь, как бы ни хотели видеть ее более технологичной, сам по себе человек неизменен. Потому что не меняется то, что делает нас людьми, – любовь, семья, доброта, любовь к Родине. Это постоянные величины, и в этом смысле действительно нет ничего нового под солнцем.
Особо стоит отметить, что столетие деревни отметили не только выставкой, но и представлением в деревенском клубе – представлением удивительным, поскольку оно совсем не было похоже на типичный праздничный концерт, где «все пляшут и поют». Это была театрализованная история Усолки, любовно, кропотливо, со всеми подлинными именами и событиями собранная и перенесенная на сцену. Не постесняюсь банальности – здесь нет «не помнящих родства»…
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Иван КРОТОВ, профессор кафедры художественной керамики КГХИ:
– Мне посчастливилось десять лет назад быть участником открытия усольской галереи. Потом как-то не получалось побывать здесь. Но теперь такое теплое ощущение, что оказался на территории очень родной… Оно появилось, как только свернули с шоссе и поехали по проселочной дороге. Удивляешься, как основатели Усолки углядели прекрасное место для своей деревни. Говорю об этом, потому что и сам деревенский. К сожалению, моей родной деревни, которая называлась Костыли, уже давным-давно нет – а она так похожа на Усолку… Наверное, есть в нас, деревенских, пусть это и громко сказано, некая «соль земли», которая дает вырасти таким талантам, как Константин Семенович. Казалось бы, не было в роду никого, за кем ему следовать как художнику. Но, видимо, где-то внутри человека включается зажигалочка, огонек, который ведет и ведет бесконечно…
Виктор ДЕРГУНОВ, глава Дзержинского района:
– Посещая выставки Константина Семеновича, всегда испытываешь чувство благодарности человеку, который смог на своей малой родине создать галерею, не имеющую аналогов в крае, и в целом смог реализовать свое стремление, которое состоит в том, что село должно быть включено в культурную жизнь. Мы все-таки единая страна, и все значимое должно происходить не только в городе.
Валентин ТЕПЛОВ, заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ:
– Художники бывают разные… Есть экспериментаторы, которые любят создавать фейерверк. А он очень серьезный художник, что, кстати, не так часто встречается. В классическом искусстве именно такие художники добивались очень многого.
Федор КОСОБОКОВ, житель Усолки:
– Костя меня хоть и постарше, но в детстве мы общались, дружили, да и дома наши были рядом. А галерея… У нас ведь какая деревня была – глухомань. А сейчас есть куда сходить, что посмотреть. И художников у нас раньше не было – он один такой. Помню, сидит, рисует – необычно как-то…
Алексей СНЕТКОВ, фотограф, культуролог:
– Константин Семенович Войнов перевернул мой взгляд на искусство – он продемонстрировал, что темы, как и сама живопись, не могут быть модными – они могут быть вечными. Он делает то, что хочет, не думая о конъюнктуре, спросе, поэтому его работы такие искренние. Наконец, сам факт существования основанной им сельской галереи – причем абсолютно полноценной, где представлены работы многих выдающихся мастеров, – это уже показатель того, что может человек изменить в жизни. Когда вокруг говорят, что деревня живет плохо, надо поднимать ее культурный уровень, он просто взял и сделал.
Геннадий ВАСИЛЬЕВ, журналист, бард:
– Для меня он прежде всего мастер. Ни одной проходной работы, каждая его картина – сюжетная, как повесть, которую хочется читать дальше. Например, его картину «Отец» я видел десятки раз и постоянно открывал что-то новое. Это такая особая философия – от земли, свободно переходящая на полотна. Я это чувствую просто физически.