12 октября Красноярская краевая клиническая больница отметила 70-летний юбилей. Накануне дня рождения в редакции газеты «Наш Красноярский край» прошла прямая линия с главным врачом и ведущими специалистами больницы. Они ответили на вопросы жителей края и рассказали о достижениях, с которыми флагман краевого здравоохранения подошел к юбилейной дате.
Участники прямой линии:
- главный врач краевой клинической больницы Егор Корчагин;
- заместитель главного врача по лечебной работе заслуженный врач РФ Наталья Головина;
- заместитель главного врача по поликлинике Валентина Симакова;
- доктор медицинских наук, профессор, заведующий гнойно-септическим центром краевой клинической больницы Дмитрий Черданцев.
Иметь мужество и совесть
Анна Ивановна, Красноярск:
– Мой племянник собирается поступать в мединститут. Мечтает стать хирургом, спасать людей. Но мы, родственники, его отговариваем. С теми деньгами, которые получают наши медики, умрешь от голода. Сколько получают у вас молодые врачи и есть ли какие-то меры поддержки?
Е. Корчагин:
– Когда я решал, кем быть, папе очень хотелось, чтобы я продолжил его путь инженера. Но он понял, что я твердо выбрал врачебную стезю, принял это и способствовал осуществлению моей мечты. И сейчас очень этим доволен. Поэтому думаю, вряд ли стоит отговаривать молодого человека. Не буду лукавить и говорить, что молодые специалисты получают большие зарплаты. Но в нашей больнице достаточно много молодых ребят, они принимают активное участие в управлении, в лечебном процессе, работают с удовольствием. Мы способствуем тому, чтобы они ездили на стажировки, в том числе за границу. На съезде врачей России Дмитрий Медведев и Вероника Скворцова озвучили решение правительства страны о том, что к 2018 году средняя зарплата врачей должна составлять двукратный размер средней зарплаты по региону. То есть у нас в крае – порядка 90 тысяч рублей. Думаю, что старт для вашего родственника будет достаточно хороший к тому времени, как он получит образование.
«Наш Красноярский край»:
– Заведующая одной поликлиникой призналась: врачи получают очень мало. Зарплата доктора без выслуг и регалий чуть больше 8 тысяч. Пациенты же считают, что медики получают по 30–50 тысяч, и на приеме могут сказать: «Вы жируете на мои деньги…» А ведь необходимо, чтобы люди поняли – врачей надо беречь: нагрузка у них большая, и когда уйдут пенсионеры, тогда даже к терапевтам придется записываться за два-три месяца.
Е. Корчагин:
– В России сегодня парадоксальная ситуация. С одной стороны, по статистике, большое число врачей на душу населения. С другой – огромный дефицит тех, кто реально занимается лечением пациентов. Особенно в удаленных территориях. Но и в краевой клинической больнице есть дефицит квалифицированных кадров. Зарплаты действительно низкие. Наши люди должны сегодня понимать, что врачей не так много, чтобы их терроризировать. И каждый пациент должен понять, что только от того, насколько он бережно относится к собственному здоровью, зависит успех в борьбе за него. Если человек курит, не знает границ в употреблении алкоголя, то никаких самоотверженных боев против его болезни медицина не выиграет. Если человек хочет сегодня получать качественную медпомощь, он должен иметь мужество и совесть вести тот образ жизни, который позволит предотвратить заболевание.
Мимо регистратуры
Наталья, Красноярск:
– Есть ли в краевой больнице иммунолог и реально ли к нему попасть, а то там, может быть, очереди на сутки?
Е. Корчагин:
– Иммунолог есть, попасть на прием вполне реально. У нас при первичном приеме очередей практически нет. Оформляя направление в поликлинике, укажите удобное для вас время приема. На направлении укажут дату, время и кабинет. К этому времени и подходите, максимум ожидания 15–20 минут.
– У вас делают иммунограмму и сколько она стоит?
– Все обследования в нашей поликлинике делаются бесплатно, но просто прийти и сказать: я хочу сделать иммунограмму, невозможно. Решение об этом должен принять доктор после осмотра.
Людмила, Дивногорск:
– Мы в краевую больницу попадаем по электронной записи. Она была придумана, чтобы облегчить нам жизнь. Но приходишь с этим талончиком в регистратуру, а там дикая очередь. Пока отстоишь, а потом врач еще отправляет туда-сюда. И мне еще приходится несколько раз потом приезжать. А смысл тогда этой электронной очереди, если в итоге опять стоишь, ждешь?
В. Симакова:
– А когда вы были последний раз?
– Где-то полгода назад я с мамой приезжала.
– Сейчас в регистратуру вообще не надо обращаться. Мы в ответе на заявку сразу указываем номер кабинета и время приема. И карточка ваша уже в кабинете у врача будет, в регистратуру уже никто не обращается, сразу идут на первичный прием.
Е. Корчагин:
– Мы ситуацию постоянно стараемся изменить, чтобы пациенты как можно меньше находились в очередях. И госпитализацию плановых больных мы изменили уже таким образом, чтобы они не ждали в приемном отделении, пока на них заполнят историю болезни. Теперь уже все необходимые документы заполняются в поликлинике, и пациенту надо только сдать в гардероб свои вещи и пройти в отделение.
Электронные консультации
Фарид Якунов, Курагинский район, пос. Байдово:
– Я уже восьмой месяц с инсультом хожу, и шестой врач меня лечит. И даже не обещали отправить в краевой центр на реабилитацию, пока сам не напросился. И опять жду. А болезнь-то не ждет… Или лучше поздно, чем никогда?
Н. Головина:
– Реабилитация не всегда показана. Есть и противопоказания. Нужно очень подробно знать ваши результаты и остаточные явления перенесенного инсульта, чтобы сказать, можно вам проводить реабилитацию или нет. Вам нужно обратиться в администрацию вашей ЦРБ, чтобы получить направление на консультацию к нашим неврологам.
– Мне так далеко ездить тяжело.
Е. Корчагин:
– Мы сейчас внедряем консультации, при которых не требуется очное присутствие пациента. Пусть специалисты Курагино перешлют нам по электронной почте все ваши документы, выписки, описание вашего состояния. Наши специалисты проанализируют их и проведут заочную консультацию. Этого может оказаться достаточно, чтобы определиться, нужна ли вам реабилитация и в какие сроки. Если же ваше присутствие необходимо, вам будет выдано направление с конкретной датой и временем, чтобы вас здесь осмотрели и дали заключение.
«НКК»:
– Расскажите подробнее о заочных консультациях. Они доступны во всех районах?
В. Симакова:
– С сентября у нас работает служба специалистов-кураторов – по тем профилям, по которым нет специалистов в территориях: нейрохирурги, кардиологи, эндокринологи и так далее – 12 основных профилей. Работаем со всеми районами, без исключения. Специалисты направляют нам все данные больного: жалобы, анамнез, что они видят объективно, какие исследования проведены. И если есть такая возможность, мы консультируем заочно. Например, на прошлой неделе главный травматолог края Алексей Лубнин дал рекомендации по вытяжению и дыхательной гимнастике для больной из Туруханска с переломом шейки бедра. Позже нам на консультацию привезут рентген-снимок, который покажет результаты лечения. С начала сентября на сайт поступило уже восемь тысяч заявок, до 400 заявок в день.
– Справятся с таким объемом врачи?
– У нас работает 20 специалистов.
Е. Корчагин:
– Цифра в восемь тысяч нас не пугает, потому что эти люди приехали бы в поликлинику вживую, стояли бы в очередях, тратились бы на дорогу.
Выездные специалисты
Наталья, Идринский район, деревня Хабык:
– У нас с узкими специалистами просто беда. У многих болячки вроде бы не такие, чтобы ехать в такую даль, как Красноярск, но получить консультацию надо. Может быть, краевая больница планирует какой-то десант по деревням для таких осмотров? Или хотя бы какую-нибудь выездную учебу на местах для наших врачей, чтобы они повышали свою квалификацию?
Е. Корчагин:
– Это действительно удаленная территория, и там есть проблемы со здравоохранением. Но вы имеете право получать медпомощь не только в вашей больнице, но и в Минусинске. И мы совсем недавно выезжали в несколько районов, в том числе и в Идринский. Наши специалисты там проводили консультации и отбор пациентов на лечение в краевой больнице. Такие выезды проводятся примерно два раза в месяц. И мы буквально с этого года ввели такую форму обучения врачей, когда приглашаем их к себе из районов и в течение двух-трех дней проводим краткосрочные курсы переподготовки и обучения каким-то конкретным технологиям.
«НКК»:
– Многие красноярцы считают, что в краевую больницу попасть могут только жители районов. И часто спрашивают: можно ли проконсультироваться у ваших специалистов хотя бы за деньги?
Е. Корчагин:
– У нас сегодня платные услуги, за исключением профосмотров и оказания помощи иностранцам, не имеющим полиса, не оказываются официально. Красноярцы к нам попадают в общем порядке. Около 30 процентов наших пациентов – жители Красноярска. Но, конечно, наши доктора специализируются на наиболее сложных, редко встречающихся состояниях. Мы ведем и наблюдение больных, страдающих хронической почечной недостаточностью, эндокринными заболеваниями, гематологическими.
Евгения, Березовка:
– Почему в краевой больнице перестали принимать жителей Березовки? Я там прописана, хотя живу в Красноярске. Месяц назад у меня был приступ пиелонефрита, и когда скорая меня привезла в краевую, там сказали: «Мы из Березовки не принимаем». Хотя я до этого в течение трех лет получала помощь у ваших врачей и хотела снова лечиться у них.
Е. Корчагин:
– А где вам оказали помощь?
– В больнице на Кутузова.
– На территории Красноярска есть несколько больниц, имеющих урологические отделения. Это 4-я городская на Кутузова, БСМП, железнодорожная, наша и госпиталь ветеранов войн. Это общий коечный фонд. В связи с тем, что у нас проходят ремонты, мы совместно с министерством здравоохранения и администрацией Красноярска с ведущими специалистами в этой области договорились о том, каким образом потоки пациентов должны быть распределены, чтобы все получили помощь.
«НКК»:
– Вопрос поступил на наш сайт: «Что делать, если в больнице нет нужного лекарства?»
Н. Головина:
– Есть перечень лекарств, которые гарантированы к бесплатному обеспечению стационарной помощи. И есть наши отраслевые приказы, которые предусматривают использование при необходимости лекарства, отсутствующего в перечне. В таком случае врачебная комиссия дает заключение о необходимости приобретения данного лекарства по жизненным показаниям. Для этого, например, в нашей больнице мы всегда оставляем резерв средств.
– И этого достаточно?
– При правильном планировании и выполнении стандартов медпомощи этого хватает. Лекарственные средства делятся на важные, второстепенные и побочные – эти могут не применяться. Анализ показывает, что не все лечебные учреждения правильно планируют закуп лечебных средств. Но сейчас программа модернизации и внедрения стандартов и порядков оказания помощи предусматривает, что лечить конкретное заболевание в лечебном учреждении любого уровня будут одинаково. Постепенный переход на такие стандарты вообще исключит эти вопросы. Есть оригинальные препараты, есть менее дорогие дженерики. И у нас в России, и за рубежом госбольницы в основном работают на дженериках.
Пациент растет и быстро развивается
«НКК»:
– Сегодня одна из самых обсуждаемых и быстро развивающихся областей медицины – трансплантология. У нас в крае у нее есть перспективы?
Д. Черданцев:
– Хирургия – это две большие ветви. Одна ветвь – органоуносящая, она до последнего времени получала наибольшее развитие. Вторая – реконструктивная хирургия, направленная на восстановление органов. Именно к ней относится и трансплантология. За последний год в краевой клинической больнице сделан серьезный шаг в развитии этого направления. Прошли специализацию в ведущих центрах трансплантологии специалисты, проведена большая методическая работа. Прошли обучение анестезиологи по констатации смерти мозга. Без этого невозможно получить орган для трансплантации. Уже ведется работа по материально-техническому обеспечению. Думаю, что в ближайшее время Красноярск войдет в число тех городов, где эти операции выполняются.
«НКК»:
– Сегодня много сделано для развития санавиации в крае: закуплены вертолеты, оборудование. Как вы видите развитие этого направления? Или все необходимое уже сделано?
Е. Корчагин:
– Наш край – один из немногих регионов, где сохранена санавиация в полном смысле этого слова. У нас практически в течение года существует вертолетная площадка, и к нам ежедневно доставляют по воздуху по 5–6 пациентов со всего края. И эта работа ни при каких обстоятельствах не будет прекращена. Мы обеспечиваем наилучшее лечение для тяжелых пациентов. При помощи санавиации к нам попадают пациенты с глубокими или обширными ожогами, травмами нескольких органов, находящиеся в критических состояниях.
«НКК»:
– Как вы оцениваете состояние, в котором больница встречает свой юбилей?
Е. Корчагин:
– За 70 лет больница прошла колоссальный путь. Сегодня это очень крупное учреждение на 12 тысяч коек, которое не стоит на месте. Особенно в последние несколько лет. Проект модернизации принес более 1,5 миллиардов рублей. Деньги направлены на капитальные ремонты в отделениях. Мы приобрели оборудования почти на 600 миллионов рублей. Кроме диагностического, получено большое количество оборудования, которое позволяет сделать более безопасными операции. Мы будем внедрять систему, которая позволит ввести электронную карту пациента, это разгрузит врачей от писанины, создаст возможность анализа данных пациента и доступ к ним лечащих врачей из районов. Еще одно важное направление – внедрение стандартов оказания медицинской помощи. Это количество необходимых исследований и лечения при том или ином заболевании, которые обеспечены реальными деньгами. Сегодня не хватает средств, чтобы ввести их по всем заболеваниям, но около 10 стандартов федерального и 43 регионального уровня мы у себя используем. Это гарантирует четкое соблюдение технологии лечения, обеспеченного финансами.
По шагам
Как получить направление?
Самый частый вопрос на прямой линии: «Как попасть в вашу больницу?» Его задавали пациенты из Железногорска, Сосновоборска, Рыбинского района и даже из Красноярска. Многие ссылались на то, что в участковой поликлинике или местной ЦРБ направления в краевую не выдают под самыми разными предлогами, например: «деньги фонда медицинского страхования должны остаться в нашей больнице» или «как-нибудь сами разберемся». Но при этом то диагноз не могут установить, то уровень сахара нормализовать диабетику. Собрав все ответы, мы получили поэтапную инструкцию попадания в краевую клиническую больницу:
1. Обратиться к участковому врачу в поликлинику по месту жительства. Затем – к заместителю главврача по лечебной работе или завотделением поликлиники. Если участковая больница не может справиться с проблемами пациента, его направляют в ЦРБ.
2. Если в ЦРБ не могут справиться, пациента направляют в межрайонный центр.
3. Если и центр оказался бессилен, там дают направление в краевую клиническую больницу. Кстати, это тоже не последний этап. В краевой больнице могут дать направление в один из федеральных центров.
Когда врачи говорят, что у них нет направлений в краевую больницу, это неправда. Но если вопрос не решается, в любой момент можно обратиться в страховую организацию. Ее телефоны указаны прямо на полисе, на видном месте. Сегодня семь компаний активно занимаются медстрахованием на территории края. У них есть объединенный представитель на территории каждой больницы. В краевой, кстати, тоже. Ему можно задать все вопросы.
Кроме того, на сайте краевой клинической больницы можно найти и порядок направления пациентов в краевую клиническую больницу, и много другой полезной информации.