Елена Николаевна Прокопьева из деревни Красный Ключ Балахтинского района обратилась в редакцию НКК сразу с несколькими проблемами. Но главная – страх потерять начальную школу, где ребятишки и учатся, и готовятся к поступлению в первый класс.
Отрезанные от мира
Красный Ключ – деревня небольшая, всего 114 человек. Большинство пенсионеры, но есть и молодые семьи, как, например, у Елены Прокопьевой. Ее старшие дети уже выпускники школы, младшая дочь окончила трехлетку в родной деревне, в следующем учебном году будет ездить на школьном автобусе в Огур – соседнее село, что в 15 км от Красного Ключа.
Детского сада здесь никогда не было, говорят местные жители. Так что школа для них – источник и начального, и дошкольного образования: здесь работает группа для дошколят с пятилетнего возраста (а до пяти лет дети сидят дома – с бабушками-дедушками).
– Если школу закроют, у наших детей ничего не останется, – сетует Елена Николаевна. – А есть опасность остаться и без медицинской помощи. В семье нашего фельдшера трое своих детей и один приемный: две маленькие девочки ходят в группу кратковременного пребывания. Фельдшер говорит: если школу закроют, она здесь не останется. А кто к нам потом поедет работать?
Школа в Красном Ключе когда-то была восьмилетней, но и жителей в деревне было больше. Лет десять назад ее закрыли и оставили четыре класса, сейчас – трехлетка. Четвертый класс перевели в огурскую школу, чтобы детям было проще адаптироваться к переходу в среднюю школу.
По словам Елены Прокопьевой, в Красном Ключе учится пять ребятишек, один инвалид – на домашнем обучении. Остальных на школьном автобусе возят за 15 км. Но и здесь не все так хорошо, как казалось бы.
– Проблема у нас с дорогой – ГОСТу не соответствует. К нам даже рейсовый автобус не ходит. Если кому в райцентр нужно, вызываем такси. Туда и обратно получается 1 600 рублей, – рассказывает Елена Николаевна. – Почему-то машина детей возит в школу, легковушка-такси проезжает, а автобусу пойти невозможно.
Рейсовый автобус из Балахты приходит в соседний Огур. Раньше, вспоминают красноключевцы, глава сельсовета сам за ними в деревню на машине приезжал и отвозил к приходу общественного транспорта. Сейчас эта практика прекратилась. Глава района приезжал на сход – обещал пустить машину. Но то бензина нет, то водителя. Вот и сговариваются местные пенсионеры друг с другом, чтобы вместе за такси платить, если нужно на прием к врачу поехать.
Из Красного Ключа нет дороги ни в райцентр, ни до местного кладбища. Жители жалуются: к ним даже ритуальная служба приезжать не хочет: смотрят на погоду и сезон. В крайних случаях выручает трактор – цепляет катафалк и до кладбища тянет. Ну разве это дело?!
– Последний сход был в конце мая, – рассказывает Елена Прокопьева. – Приехали представители районной администрации, директор огурской школы, начальник районо. Говорят: в нашей школе нет туалета и горячего питания – плохо. Но мы в деревне живем, у нас и дома-то не у каждого теплый туалет. Привыкли. Про дорогу спрашиваем: как детей возить будете? Ведь у нас весной и осенью такая распутица – КамАЗы не могут в гору выехать. Говорят, будем решать. Пообещали на прошлой неделе собрание собрать, но так никого и не было.
Обижаются жители Красного Ключа на своего главу района: запишет в книжечку их претензии, а ничего не меняется.
Дорогу «пригладят», машину пустят
Дорога до деревни Красный Ключ делалась хозспособом еще в советские времена бывшим совхозом. Трасса действительно сложная – то вверх идет, то вниз. Сейчас она входит в разряд краевых, обслуживает ее местное ДРСУ.
В краевом управлении дорог НКК рассказали: по их данным, дорога эта не нуждается в ремонте.
– В первую очередь ремонт идет на дорогах, которые находятся в плохом состоянии, – говорит пресс-секретарь КГКУ «КрУДор» Ирина Елкина. – Также учитывается, сколько транспорта проходит по трассе.
А дорога на Красный Ключ тупиковая, машин здесь ездит – единицы.
По данным Ирины Елкиной, жители Красного Ключа уже писали письмо в краевое министерство транспорта. Министр Константин Димитров вместе с руководителем КрУДора Андреем Журавлевым проехали по Балахтинскому району – оценили трассы. Сказали, в удовлетворительном состоянии.
Правда, как выяснил НКК, министр все же не доехал до Красного Ключа и всех масштабов бедствия не видел.
– Мы с министром и руководителем КрУДора проехали по щетинкинской дороге – до поворота на Красный Ключ, – поясняет глава Балахтинского района Леонид Старцев. – Немного не доехали. А у них, действительно, на перевале водоотвод не сделан, размывает. Балахтинское ДРСУ за этим следит, подсыпает. Сейчас на содержание дорог деньги выделили, за счет этих средств подремонтируют.
В целом дорога в неплохом состоянии, считает глава района:
– Я там на легковой машине проезжаю. Когда дожди идут, конечно, размывает, потому что уклон большой и с горы камни смывает. А ДРСУ проедет, загладит, и опять все хорошо. Если надо, еще раз съезжу, посмотрю.
Скоро исчезнет эта проблема, обещает Леонид Старцев, техника ДРСУ пройдет, выровняет трассу. До осени обещает глава района решить и другой вопрос – с подвозом жителей Красного Ключа в Огур к рейсовому автобусу на Балахту.
– Новая глава Огурского сельсовета (в который входит Красный Ключ) только приступила к своим обязанностям, дал ей задание найти водителя, – поясняет Старцев. – Прежний глава – мужчина – сам возил. А сейчас женщина – не может за руль сесть. Местным мужикам на сходе предлагал шофером устроиться – не хотят. Будем искать. Обещаю: до осени решим этот вопрос.
Глава говорит, такая же ситуация в селе Щетинкино (150 жителей) того же сельсовета. Тоже подвоз людей к автобусу прекратился. Так машина и туда будет заходить.
Закроют ли школу?
Предложение органов местного самоуправления Балахтинского района о переводе учеников из начальной школы деревни Красный Ключ в огурское общеобразовательное учреждение поступило еще в феврале 2019 года.
«В 2018–2019 учебном году в филиале Красноключенской НОШ обучалось три ребенка, – пишет в ответ на телефонограмму руководитель управления образования администрации Балахтинского района Константин Кузьмин. – На момент предварительной комплектации на 2019–2020 учебный год планируется один ребенок в первый класс, два ребенка в третий класс и один ребенок – обучение на дому. Группы дошкольного образования в деревне Красный Ключ нет».
Константин Андреевич резюмирует: в настоящий момент процедуры ликвидации Красноключенской НОШ нет.
А будет ли? – спросили мы специалистов краевого министерства образования.
– Министерство образования в этом вопросе предоставляет право принимать решение муниципалитету. Такие вопросы обсуждаются на общем сходе граждан путем голосования, – ответила НКК пресс-секретарь министерства образования Красноярского края Надежда Квитковская. – Если школа только начальная и в ней не ожидается новых учеников из-за отсутствия рождаемости на селе, а существует подвоз старшеклассников в близлежащую школу, то на усмотрение граждан и муниципалитета малокомплектная школа ликвидируется. Но местные власти в обязательном порядке должны этот вопрос обсудить с жителями, учесть их мнение.
– Школу будем закрывать, – говорит глава Балахтинского района. – Там учителей больше, чем учеников. Если бы была перспектива демографического роста – вопросов бы не было. А сейчас легче наладить автобусное сообщение и вывозить ребят в Огур – школа здесь стоит полупустая.