Сердце – один из самых важных и сложнейших органов человеческого тела. Как сохранить его здоровым, исправить нарушения, которые уже имеются? На эти и многие другие вопросы на прямой линии с жителями региона в газете «Наш Красноярский край» отвечал главный врач Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии Валерий САКОВИЧ.
ВИЧ – не противопоказание
Ольга:
– У моего мужа – ВИЧ. И когда возникла необходимость поменять сердечный клапан, в нашей районной больнице сказали, что за него не возьмутся. Есть ли надежда с таким диагнозом сделать операцию у вас в кардиоцентре?
Валерий Сакович:
[img]– Вирус иммунодефицита однозначным противопоказанием к операции не является. Но в данной ситуации врачи по месту жительства должны подготовить пакет документов и отправить их в кардиоцентр, чтобы уже наши специалисты могли дать точное заключение: ВИЧ может протекать по-разному. Если есть какие-то осложнения, возможно, да, операцию делать нельзя. По опыту могу сказать: очень часто такие пациенты являются еще и наркоманами: инфицирование при внутривенном введении наркотиков разрушает клапан. И тут важно понять – готов человек отказаться от зависимости или нет. При искусственном клапане вторичное инфицирование может настолько катастрофично сказаться на состоянии пациента, что мы ничего не сможем сделать, чтобы спасти его.
Ирина Михайловна:
– В 2012 году мужу сделали операцию, очень благодарна специалистам вашего кардиоцентра, все хорошо. Ему установили дефибриллятор. А в прошлом году мужа поставили в очередь на замену. К сожалению, в этом году он не попадает – а ведь на начало марта осталось всего 12 % заряда аппарата. Как нам быть?
В. С.:
– Тут нужно только ждать. Могу сказать, что 12 % заряда на дефибрилляторе – это не такая маленькая цифра. Имплантация кардиовертеров-дефибрилляторов – дорогостоящий вид операции, и на них нашему центру выделяют около 70–80 квот ежегодно, а в очереди стоит 250–300 человек. Мы просто физически не сможем взять раньше именно вашего мужа: есть ведь и те люди, у которых показатель заряда всего 2–3 %. Но если вдруг сложится экстренная ситуация, при которой появится острая необходимость в смене аппарата, будет создана врачебная комиссия и пациента – уже по решению врачебного консилиума – возьмут на операцию.
Галина Александровна:
– Добрый день! Четыре года назад был инфаркт, мне установили два стента. И сейчас опять ухудшение состояния. Но в кардиоцентр меня записали только на 14 мая. А я ведь уже сейчас чувствую себя плохо – тяжело ходить, одышка, стенокардия. Необходимо исследование сосудов.
В. С.:
– Вам действительно нужна коронарография, которая показывает, есть ли поражение коронарных артерий или нет. Направление должен дать кардиолог по месту жительства. У него есть два варианта. При стабильном состоянии пациента можно записываться на плановую консультацию к нам. Но если есть необходимость экстренного исследования – направление дают в медицинские учреждения, где занимаются неотложной помощью: коронарографию можно сделать в краевой клинической больнице, Красноярской межрайонной клинической больнице скорой медицинской помощи, клинике ФМБА. Мы даже часть своих пациентов отправляем туда, так как можем принять не более десяти человек в день. Поэтому вам нужно еще раз обратиться к врачу, который оценит ваше состояние и при необходимости даст направление в перечисленные мною учреждения.
Где узнать о дате операции?
Александр Николаевич:
– Здравствуйте! Я жду направление на операцию к вам в кардиоцентр. Прошел месяц – документа нет. Участковый терапевт говорит, что он не знает ответа.
В. С.:
– Нужно уточнить вначале, оформлены ли документы на предоставление вам квоты. Для этого нужно позвонить в отдел организации высокотехнологичной помощи по телефону (391) 226-81-27, и там уже дадут информацию о том, когда вы будете вызваны.
«НКК»:
– Есть возможность дообследования перед операцией в кардиоцентре?
В. С.:
– Да, такая возможность есть. Но анализы на гепатит, сифилис и ВИЧ мы не делаем. Возможность сделать другие обследования есть, но это сказывается на нашей загрузке, и поэтому идеальный вариант – когда пациент уже приходит с готовыми исследованиями.
«НКК»:
– Вопрос из Ачинска. У ребенка на УЗИ в трехмесячном возрасте обнаружили открытое овальное окно, в два года оно не закрылось. Опасно ли это?
В. С.:
– Открытое овальное окно – это не диагноз, это физиологическая особенность. Около 15 % людей на планете спокойно живут с ним и даже занимаются интенсивными физическими нагрузками. Но однозначно такой ребенок требует наблюдения, не менее раза в год нужно обследование педиатра-кардиолога и эхокардиография: иногда оно может увеличиваться, и в редких случаях принимается решение об операции.
На трансплантацию выделены квоты
«НКК»:
– Вопрос с сайта. «Каковы признаки инфаркта?»
В. С.:
– Есть типичная клиническая картина – выраженная боль в сердце, которая может отдавать в лопатку, левую руку, подбородок, чувствуется тошнота, слабость. Но инфаркт не всегда так проявляется. Могут быть и другие симптомы, которые вначале указывают на заболевание желудка, к примеру. И тут даже врачу бывает непросто соотнести их с сердечной патологией и поставить верный диагноз. Есть только один совет – не терпеть боль, а вызывать скорую помощь. Потому что только дополнительные методы исследования, и в первую очередь кардиограмма, помогут точно определить заболевание.
«НКК»:
– Какова потребность в проведении трансплантации сердца? Сколько планируется выполнить таких операций в этом году?
В. С.:
– Потребность в пересадке сердца эксперты ВОЗ определяют как 20 таких вмешательств на один миллион человек. Примерно можно посчитать, что с нашей численностью населения в крае мы должны выйти на 30–40 операций в год. У нас есть все возможности, в том числе и финансовые, чтобы совместно с краевой больницей их выполнять. И очередь на трансплантацию зависит только от одного фактора – наличия донорского органа. Сегодня у нас в листе ожидания очередь колеблется от 12 до 18 человек. В прошлом году мы сделали три операции – и по федеральным квотам их нам оплатили. В этом году нам сразу дали три квоты, но если мы сделаем больше, то и количество квот соответственно увеличат. Все эти вопросы решаемы. Повторюсь, проблема только в наличии донорских сердец. Дело еще и в менталитете медицинских работников. Доказано, что смерть мозга равна биологической смерти человека. И вот в этот момент нужно принимать решение. Потому что вслед за мозгом умирать начинают и другие органы. Как только мы чуть-чуть опаздываем, в сердце запускаются процессы, при которых уже нет смысла его пересаживать другому человеку. Если мы на этом этапе изменим подход, то и время ожидания в очереди существенно сократится. Мы готовы, у нас нет технических сложностей. Сколько будет сердец – столько и операций будет сделано.
Как предупредить сердечную недостаточность?
«НКК»:
– Вопрос с сайта. «Планируем беременность, какие-то меры можно предпринять, чтобы избежать развития порока сердца у будущего ребенка?»
– Нужно отметить, что мы не всегда однозначно можем определить причину появления порока. Формирование такого важного органа, как сердце, происходит на очень раннем этапе – от 4 до 6 недель беременности. И самая грамотная рекомендация – это вести здоровый образ жизни. Особенно это важно для того периода, когда закладываются все органы – от 4 до 8 недель. Нужно отказаться от всех вредных привычек и стараться уберечь себя от вирусных заболеваний.
Елена:
– Добрый день! У нас на работе была диспансеризация, и у моей коллеги, еще молодой девушки, нашли серьезное заболевание сердца. Честно говоря, это заставило меня задуматься: а в моем возрасте, в 50 лет, нужно уже делать ЭКГ, еще какое-то обследование проходить?
В. С.:
– Здоровьем нужно заниматься с детства. У нас в стране с интервалом в три года население проходит бесплатную диспансеризацию. А такое банальное исследование, как кардиограмма, нужно делать раз в год с 18 лет. Если есть какие-то жалобы, то специалист уже дает направление на холтеровское мониторирование – это та же самая кардиограмма, но с ее помощью мы получаем информацию о том, как работало сердце в течение суток.
«НКК»:
– Есть мнение, что умеренное употребление красного вина полезно для сердца. Насколько это справедливо?
В. С.:
– Проводились специальные исследования, которые показали, что полезен ежедневный прием красного вина, желательно сухого. Но в очень небольшом количестве – буквально 150–200 мл, не более бокала.
«НКК»:
– Вопрос с сайта. «Сын мечтает стать кардиохирургом. Я понимаю, что в 16 лет у него слишком романтические представления об этой профессии. Объясняю, что это не просто работа – здесь нужно будет забыть о семье, хобби и вообще о многом. Насколько я права? Чем приходится жертвовать кардиохирургам ради любимой работы?»
В. С.:
– Вначале необходимо поступить в медицинский университет. А вообще вы все наверняка знаете великого нашего анестезиолога, который заведовал кафедрой анестезиологии и реанимации, Игоря Павловича Назарова. Он вел занятия в нашей группе, когда я учился в КГМУ. И вот тема одного из его занятий была посвящена тому, что, по его мнению, может себе позволить человек, работающий в анестезиологии и реанимации. Он аргументированно рассказал: нет у такого человека возможности ходить в кино, читать художественную литературу. Потому что столько-то он должен посвятить изучению литературы по специальности, еще сколько-то – участию в научных конференциях, ну и плюс работа. Получается, человек практически ничего себе не может позволить. Но наша жизнь сама порой расставляет приоритеты. И специалистом уровня Назарова становится один из тысячи, если не меньше. Точно такая же ситуация в хирургии. У нас среди множества врачей есть своя элита – не с точки зрения заработка, а с точки зрения знаний и мастерства. Именно к ним старается попасть большинство пациентов. Так вот, нужно определиться, специалистом какого уровня хочет стать молодой человек. И уже в зависимости от этого понимать, сколько ему придется вложить сил и времени.
СПРАВКА
Как обратиться в кардиоцентр?
Красноярск, ул. Караульная, д. 45, тел. 8 (391) 2-268-228.
Официальный сайт – http://krascor.ru.
На сайте есть раздел – онлайн-консультации, где есть возможность напрямую задать вопрос начальнику отдела организации медицинской помощи, а также заведующим кардиохирургическими отделениями.
Свой вопрос можно также задать в группе «ВКонтакте» https://vk.com/club65491668 или «Фейсбуке» https://www.facebook.com/krascardio.
Как попасть на прием?
В кардиоцентре работают одни из самых лучших специалистов края по сердечной патологии. Поэтому вполне объяснимо желание пациентов получить консультацию или пройти лечение именно в этом учреждении. Как это сделать?
Пациенту необходимо вначале обратиться к терапевту или кардиологу по месту жительства. Если врач ставит диагноз о наличии сердечно-сосудистого заболевания – после необходимого минимума обследований, – требующего хирургического лечения, он выдает направление. Каких-то ограничений для врачей на местах в выдаче направлений в Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии не существует. Имея на руках направление, пациент звонит в регистратуру поликлиники для взрослых по телефону 8 (391) 226-81-81 (для детей 8 (391) 226-82-82) и записывается на прием. В назначенное время пациент приезжает в кардиоцентр по адресу: ул. Караульная, 45. С собой необходимо иметь паспорт, страховой полис, СНИЛС, направление в кардиоцентр, результаты последних обследований и анализов. Информацию о порядке очереди на операцию, времени вызова на госпитализацию можно узнать в отделе организации медицинской помощи кардиоцентра по тел. (391) 226-81-49.
АКТУАЛЬНО
Еще до рождения
Врачи готовятся корректировать пороки сердца внутриутробно
В крае немало медицинских учреждений. Но есть те, в которых качество оказания помощи и скорость внедрения самых передовых методик является своеобразным маркером уровня здравоохранения всего региона. К ним относится и Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии. Здесь внедрены и применяются все мировые технологии, используемые при операциях на сердце. В прошлом году впервые было сделано три трансплантации. А сегодня специалисты проходят обучение для устранения внутриутробных пороков.
Буквально на днях в министерстве здравоохранения края прошло очередное совещание по работе центра фетальной хирургии. Для обычного человека это вообще сродни чуду – сделать операцию малышу, который еще не появился на свет. Но благодаря современным технологиям о заболевании можно узнать еще до его рождения. И порой органы сформированы так, что становится ясно – вероятность выживания младенца крайне мала. А быть может, ее нет вообще. И нужно еще во время беременности провести операции, которые устранят грубые нарушения и дадут возможность врачам в дальнейшем – уже после рождения – поэтапно выполнить другие вмешательства.
– Внутриутробная хирургия врожденных пороков – очень сложное, но интересное направление, – отмечает Валерий Сакович, главный врач кардиоцентра. – Мировой опыт говорит о том, что спасти обреченных детей реально, и мы должны этим заниматься. Три года назад мы впервые провели вмешательство ребенку, который еще находился в утробе матери, это позволило выиграть драгоценное время, а сразу же после рождения у девочки была удалена гигантская для ее размеров опухоль сердца. Это была наша первая победа в данном направлении. Медицинские технологии, отлаженное взаимодействие между крупными клиниками в Красноярском крае позволяют нам развивать и внедрять в повседневную практику все новые высокотехнологичные методы помощи пациентам.
Сейчас, по предварительным расчетам, необходимо будет проводить около 30–35 операций в год – в том числе и на сердце, и на органах выделительной системы. Центр фетальной хирургии будет работать на базе центра охраны материнства и детства края.
ЦИФРЫ
4 996 операций на сердце и магистральных сосудах было сделано в 2017 году
3 трансплантации сердца впервые проведено в 2017 году
26 регионов России, кроме Красноярского края, отправляют пациентов в кардиоцентр
27 тысяч человек обратились в поликлинику кардиоцентра
6 861 человек получили помощь в кардиоцентре в 2017 году
1 865 диагностических коронарографий провели в 2017 году