В сложных экономических условиях роль профсоюзов заметно повышается, и каким образом это происходит, мы поговорили с Владимиром ГЛУШИНСКИМ, председателем Красноярской территориальной организации Общероссийского профсоюзного союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
– Владимир Юрьевич, вы уже почти два года занимаете пост председателя краевого профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, сменив на этом посту Виктора Георгиевича Медведева. За это время удалось ли увеличить количество членов профсоюзной организации?
– Я уверен, что здесь важен не столько количественный, сколько качественный показатель. В профсоюзе могут состоять огромное количество работников, но если они вошли в организацию только для галочки, то добиться каких-то результатов работы будет сложно. Считаю, что осознанное членство – это гораздо полезней для развития профсоюзов, чем просто численность.
Часто при возникновении экономических сложностей работники отказываются от членства в общественной организации, считая, что все равно их требования никто не слышит. Однако профсоюз – это как раз та площадка, способная обеспечить обратную связь, организованно донести до работодателя запросы работников и найти пути их решения.
– На ваш взгляд, можно ли отметить усиление роли профсоюзов в последние годы в вопросе экономической стабильности предприятий транспортной и дорожной отраслей?
– Зачастую профсоюзы воспринимают исключительно с точки зрения их защитной функции – отстаивание прав и свобод работников. Однако роль нашей общественной организации значительно шире. Так, мы выносим обобщенные интересы работников не только на краевой, но и на общероссийский трехсторонний уровень, куда входят государство, работодатели и профсоюзы. У нас есть такая возможность, поскольку я состою в исполкоме центрального комитета Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Кроме того, при активной поддержке министерства транспорта края я вошел в состав советов директоров дорожных организаций и крупнейшего в крае автотранспортного предприятия. Для нас это новая форма взаимоотношений с работодателями, которая не только укрепляет авторитет профсоюза, но и помогает более оперативно решать рабочие вопросы.
Сейчас при министерстве транспорта края формируется общий штаб по решению экономических проблем в конкретной отрасли. Я также получил туда приглашение, что даст нам возможность представлять интересы работников отрасли на данном уровне.
– Возможен ли пересмотр уже принятых коллективных договоров в связи с нынешним возникшим положением в экономике?
– Я считаю, что это было бы неверное решение. Не только предприятия оказались в сложной ситуации, но и люди. Коллективный договор – это определенная гарантия того, что положение работников не ухудшится. Для того чтобы коллективные договоры обрели свой нынешний вид и набор гарантированных льгот и прав работников, было проведено очень много предшествующей работы, поэтому мы не имеем права откатываться назад. Тем более ситуация наладится, вернуться к исходной составляющей договоров будет сложно, так что уверен, что нужно всеми силами стараться сохранить коллективные договоры в их нынешнем виде.
– А смогут ли предприятия выполнять все закрепленные в коллективном договоре условия без ущерба собственной экономике в нынешних условиях?
– Вот здесь как раз очень важно соблюсти баланс интересов, чтобы все участники трудового процесса понимали каждый свою роль и были нацелены на сохранение конкурентоспособности предприятия не в ущерб другой стороне. Мы все плывем в одной лодке, поэтому нам важно грести в одном направлении. В этом плане профсоюзы выходят за пределы исключительно защиты интересов работников, понимая, что не менее важно сохранить предприятие, поскольку это сохранение рабочих мест, а также создать условия для обеспечения того уровня дохода предприятий, который позволят выполнять все обязательства перед работниками.
Немалую роль в осознанности работников играет адекватная и прозрачная оценка их труда, система стимулирования. Люди должны понимать, за что они получают или не получают премии, надбавки и льготы. Тогда каждый сотрудник будет нести ответственность за свой труд и общую экономику предприятия в целом.
Разумеется, для работников важно не только материальное стимулирование, но и благодарности, награды, в том числе ведомственные. В нашей сфере, к счастью, эта работа проводится. Многие имеют знаки «Почетный дорожник России», «Почетный автотранспортник». В этом вопросе наш профсоюз также занимает активную позицию и выступает с ходатайствами на присвоение наград работникам дорожной и автомобильной отраслей.
– В систему стимулирования также входит и организация отдыха работников, спортивные мероприятия, конкурсы профмастерства…
– Без сомнения, дорожной и транспортной отраслям нашего края с этим повезло. У нас существуют давние крепкие традиции во всех этих сферах. Так, уже 20 лет база отдыха «Красноярский дорожник» на берегу озера Шира работает для краевых дорожников. Руководители предприятий внимательно следят за состоянием построенных предприятием домов, обеспечивая сотрудникам комфортные условия отдыха. Каждый сезон люди с нетерпением ждут возможности отдохнуть со своими семьями и всегда возвращаются только с положительными эмоциями. Очень важно, что такая же возможность бесплатного отдыха есть и у пенсионеров отрасли. Традиционно заезды ветеранов проходят в августе с насыщенной и интересной программой. Такие встречи всегда проходят очень тепло, люди вспоминают о своей работе, молодости, общаются и по-настоящему отдыхают душой. Каждый раз мы получаем искренние слова благодарности от ветеранов за чудесную поездку.
Спортивным мероприятиям в нашей отрасли уделяется особое внимание в течение всего года. Спартакиады проводятся уже 21 год. Традиционно летом они проходили в поселке Шушенское, однако в последние годы проводятся в санатории «Солнечная Тесь», где участники могут разместиться с большим комфортом. В зимнее время состязания проходили в «Красноярском Загорье». При этом спортивные праздники всегда проходят массово. В разные годы в спартакиадах участие принимали до 20 команд, более 300 человек. Кроме дорожников, транспортников, соревнуются в мастерстве команды железнодорожников, речников, строительные организации. Спартакиада – это праздник спортивного духа и сплоченности людей. На каждом мероприятии море эмоций как у участников, так и у болельщиков.
С удовольствием дорожники участвуют в эстафете КрайДЭО «Мама, папа, я – спортивная семья». С горящими глазами родители и дети вместе борются за победу, преодолевая преграды и поддерживая друг друга, – это один из лучших примеров здорового образа жизни для ребят с самого детства.
Особое место в общественной жизни занимают конкурсы профмастерства. Считаю эту форму взаимодействия очень важной, поскольку мы не просто профессиональный союз, мы – союз профессионалов, и такие конкурсы дают возможность работникам показать свои профессиональные возможности, научиться чему-то новому, поднять престиж профессии. Например, ежегодно на базе Емельяновского дорожно-строительного техникума проводится чемпионат профессионального мастерства среди дорожно-строительных организаций края под эгидой краевого минтранса и ассоциации «Дорожники Красноярья». Здесь соревнуются лучшие из лучших, элита дорожной отрасли!
Не менее зрелищно проходят и конкурсы профмастерства среди водителей пассажирского транспорта, которые ежегодно показывают мастерство и филигранное владение техникой.
– Владимир Юрьевич, как краевой профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства выглядит на фоне других регионов?
– У нас есть регионы, где совсем просело профсоюзное движение, и есть те, где традиционно движение крепко, например, в Москве и Московской области, где в профсоюзах состоят порядка 20 тысяч работников дорожной и транспортной отраслей. В нашем профсоюзе состоит около 80 % дорожников и транспортников от общего числа работающих, по отдельным филиалам эта цифра доходит до 100 %. На уровне России это хорошие показатели. Среди дорожных организаций можно отметить первички Ачинского ДРСУ, где более 95 % работников – члены профсоюза, Балахтинское ДРСУ с самой развитой системой соцпартнерства, КрайДЭО – самая крупная профсоюзная организация Красноярского края, лучшая первичная профорганизация России среди дорожников 2018 года. В транспортной сфере это МП г. Красноярска КПАТП-7, чья первичная профсоюзная организация – самая крупная по проценту охвата и численности, заняла третье место среди профорганизаций России по транспортникам 2018 года, а также «Краевое АТП», имеющее самую крупную сеть профсоюзных организаций в Красноярском крае.
– Если бы сейчас были популярны лозунги, то какой вы выбрали бы для своей общественной организации?
– Профсоюз – это союз профессионалов, представленных организациями с общими интересами. Думаю, эти слова отражают сам характер нашей работы. Мы постоянно применяем новые инструменты и формы взаимодействия, повышаем свой уровень. Так, на середину апреля у нас запланирована масштабная встреча с представителями профсоюзных организаций транспортников и дорожников края всех уровней, где для участников пройдет обучающий семинар и обмен положительным опытом работы для его масштабирования во всех первичках.
Радует, что у нас налажены конструктивные рабочие отношения и с краевым министерством транспорта, и с руководством региона. Мы всегда говорим о реальных проблемах работников и работодателей в отрасли – как на краевом, так и на федеральном уровнях, поскольку задача профсоюза – быть объединяющей площадкой для всех участников трудового процесса.