В 1837 году на реке Малый Шаарган (приток реки Удерей) в Южно-Енисейской тайге был открыт первый прииск. В районе началась золотая лихорадка. По легенде, желтый металл нашли случайно.
– Посланники царя исследовали удерейскую тайгу и остановились на обед, – рассказывает научный сотрудник Мотыгинского краеведческого музея Валерий Степовой. – На дереве увидели глухаря, быстро его подстрелили. Начали разделывать птицу. Что такое? В зобу – желтые камни. Спустились к реке. А под ногами – целые россыпи! Вот прямо так золото и лежало…
Прииски росли как грибы. Счастливый, Спасский, Калифорния, Лилипут… Краевед Виктор Анонен нанес на карту 50 и остановился: «Их количество не поддается счету».
В первые годы золото добывали кайлом и лопатой. Позже удерейские золотопромышленники наладили связи с Лондоном, Брюсселем, Парижем. Первую паровую драгу купец Николай Гадалов купил аж в Новой Зеландии. Она ползла, гудела и дымила, как паровоз. Кстати, после революции этой драге присвоили № 1, и она прослужила (с модернизацией и реконструкцией) до 60-х годов ХХ века! А теперь драги – это настоящие мини-заводы, которые называют фабриками золота.
– К сожалению, тогда здесь не оказалось своего Джека Лондона. Было столько историй! – уводит меня в глубь веков Виктор Анонен. – Например, вверх по ручью Благодатному находился Александро-Невский прииск. Однажды на старателей напали лихие люди. Вырезали всех. Из тайги вышел только один, собрал товарищей. И вернулся мстить. Из банды не ушел никто. Но после этого прииск забросили. «Желтый дьявол» калечил судьбы и души очень и очень многих…
А вы знаете, что…
Известный всем пароход-музей «Св. Николай», что стоит на набережной Енисея в Красноярске, был построен по заказу золотопромышленника и исследователя Александра Сибирякова и сначала ходил по Ангаре. Путь до реки Илим в Иркутской области (877 км) занимал у него 60 дней.
Фото автора, а также из фондов Мотыгинского краеведческого музея
Благодарим за помощь в подготовке материалов управление культуры администрации Мотыгинского района