Парламентский контроль в полной мере проявил себя в ходе выездного заседания комитета по промышленной политике, транспорту и связи, которое состоялось в Железногорске и было посвящено развитию промышленного парка. Депутаты остались недовольны тем, как реализуется проект, и потребовали от правительства решительных действий.
Промпарк строился в Железногорске в 2012–2015 годах на условиях софинансирования из федерального и краевого бюджетов. По первоначальному проекту там должно было быть построено 10 корпусов: от административно-бытового и лабораторного до производственных площадок и логистического центра.
Сейчас выстроен первый комплекс для резидентов, его площадь более 10 тыс. кв. м. В нем могут быть размещены производственные, складские, административные помещения, объекты транспортной и инженерной инфраструктуры. Фактическая стоимость строительства составила 1 млрд 61 млн рублей. Однако большая часть здания сегодня пустует, не выполнены отделочные работы, оборудование установлено лишь в нескольких помещениях. Разместил свое производство на территории промпарка только один резидент.
В ходе осмотра неоднократно звучало предложение установить понятные долгосрочные правила использования объекта для резидентов. У депутатов возникло много вопросов и к исполнительному директору КГАУ «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор» Евгению Соломко, и к заместителю министра экономического развития и инвестиционной политики Дмитрию Лукашевскому. Как отметил последний, пока помещения промпарка числятся не как промышленный объект, а как теплый склад. На доведение здания до ума (отделка, прокладка вентиляции и прочих инженерных коммуникаций) требуется еще около 100 млн рублей. Свою финансовую лепту внесут частные инвесторы. Остальные средства необходимо заложить в краевой бюджет: 28 млн рублей в 2018 году, еще 30 млн – в следующем.
Заместитель председателя комитета Владимир Рейнгардт негативно оценил итоги посещения промпарка и отметил: «Идея правильная, но она не доработана». По его мнению, в развитии промпарка нужно опираться на местный бизнес, а не на иногородних предпринимателей, нужны гарантированные заказы со стороны крупных предприятий города, четко установленные долгосрочные правила для резидентов и решение вопроса пропускного режима. Коллегу поддержали депутаты Евгений Козин и Валерий Фарукшин.
Подводя неутешительные итоги, председатель комитета Владимир Демидов сказал:
– Эта история началась в 2012 году, а сегодня – 2018-й. И что мы видим? Полупустые помещения, мало резидентов. Задача, которая ставилась, не выполнена. Идея, которая была при закладке промпарка, начала трансформироваться, потому что правила игры, разработанные еще в 2012 году вместе с Федерацией, для бизнеса неинтересны. Во-первых, Железногорск – закрытая территория. Во-вторых, сказывается недоделанность этого помещения, которое официально не введено в строй, и заключать договоры с резидентами на долгосрочные отношения сейчас по закону нельзя.
В 2018 году принят новый федеральный закон, и сегодня все закрытые города имеют право создавать территории опережающего социально-экономического развития – ТОСЭР. Правила ТОСЭР позволят дать значительно больше льгот малому бизнесу. Надеемся, что эти нововведения вдохнут новую жизнь в проект. Как это назвать – ТОСЭР или промпарк – для нас неважно. Главное, мы должны использовать то, что изначально заложено. Рядом находятся крупные предприятия – ИСС, ГХК. Они должны давать заказы малому и среднему бизнесу, их дочерние структуры могут здесь работать. На заседании комитета мы поговорили не только об истории проекта, но и о стратегии его развития. Думаю, через год его запустят, и движение вперед все-таки начнется.