Мировая общественность бьет тревогу: в докладе ООН говорится о том, что наркорынки растут повсеместно, мировое производство кокаина достигло пика и составило приблизительно 1 400 тонн, опиума и того больше – 10 500 тонн. Количество наркоманов во всем мире стабильно – это 275 миллионов (!) человек в возрасте от 15 до 64 лет. И наиболее уязвимой группой остаются подростки.
В феврале этого года красноярские полицейские обнаружили одну очень интересную квартиру: житель краевого центра выращивал у себя галлюциногенные грибы и сбывал их через интернет. Чтобы удовлетворить разнообразный спрос, он предлагал еще гашиш, синтетические наркотики, ЛСД и экстази. В общей сложности у него было изъято более тысячи доз.
Судя по тому, что задержание не анонсировалось как особенно громкое, такие объемы вполне обычны для интернет-торговли наркотиками. И хоть полиция постоянно закрывает ресурсы, позволяющие реализовывать запретные вещества, этот бизнес остается сверхприбыльным.
Официальные показатели уверенно идут вниз: по сравнению с 90-ми и 2000-ми наркотиков стало меньше. По данным последнего отчета главы ГУ МВД России по Красноярскому краю перед Законодательным собранием, в прошлом году стало меньше преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения.
Вместе с тем растет распространение зависимости среди подростков: так, например, по данным Красноярского краевого наркологического диспансера № 1, в 2017 году в различных краевых учреждениях от синдрома алкогольной зависимости были пролечены 9 подростков (в 2015-м и 2016-м – на 4 и 5 человек меньше соответственно), данные за прошлый год еще не обнародованы. И это только официальная часть: как утверждают специалисты, к этой цифре можно совершенно спокойно добавлять несколько нулей.
– Наркотики в наших школах есть, – делится на условиях анонимности один из школьных психологов. – Во всяком случае в краевом центре точно. Мне об этом рассказывают сами дети. Пугает, что для них наркотики перестали быть чем-то запретным, страшным, опасным. Они просто собираются у кого-нибудь, чтобы «покурить». Школьники хорошо знают, где, что, у кого и за сколько можно достать. Говорят мне, это проще, чем купить пива. И очень часто продажа идет опять-таки через интернет.
По наблюдениям специалиста, элитарные учебные заведения страдают от этого даже больше неблагополучных школ: где есть покупательная способность, там есть и предложение. Кто-то пробует наркотик и решает, что ему это больше не нужно, у кого-то начинает формироваться полноценная зависимость.
Именно младший подростковый возраст – 12–14 лет – самый опасный для такого рода проб: у детей затормаживается процесс взросления и созревания психики. И если школьник на самом деле втягивается в этот процесс, в результате он может вырасти в инфантильного взрослого, у которого в 20 лет сознание и возможности семиклассника.
Специалисты призывают родителей внимательней относиться к состоянию и настроению школьника. Если вы заметили резкие изменения в поведении: недавно общительный ребенок стал замкнутым, резко изменил круг общения, вялый и безынициативный или необъяснимо возбужденный, нужно показать его специалисту. Пусть лучше тревога будет ложной.